О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Routes 2011: итоги работы

В Берлине 4 октября завершился 17-й всемирный форум по развитию авиамаршрутов Routes 2011, который принял у себя более 2700 представителей 300 авиакомпаний и 800 аэропортов из различных стран

В Берлине 4 октября завершился 17-й всемирный форум по развитию авиамаршрутов Routes 2011, который принял у себя более 2700 представителей 300 авиакомпаний и 800 аэропортов из различных стран. Показатели оказались достаточно высокими, что говорит о востребованности подобного рода мероприятий в авиационной отрасли. Форум привлек внимание крупных инвесторов, поставщиков, представителей туристических организаций.

Основными темами прошедшего форума, конечно же, стали перспективы развития маршрутных сетей в различных странах мира, причем, главное внимание было уделено крупнейшим мировым центрам, где наблюдается значительный рост пассажиропотока. В таких крупных центрах основной объем перевозок ложится на плечи ведущих авиакомпаний, но эксперты и аналитики, посетившие форум, не оставили без внимания и низкобюджетных перевозчиков.

В частности, предполагается, что в ближайшее время крупные авиакомпании во многом будут полагаться на услуги лоу-кост операторов, которые будут обеспечивать подвоз транзитных пассажиров на дальнемагистральные рейсы. По мнению экспертов, ввиду повышения цен на топливо в предстоящие годы модель дальнемагистральных бюджетных перевозок работать не будет, поэтому эта часть пассажиропотока по-прежнему будет в руках ведущих операторов.

При этом в таких загруженных аэропортах, как лондонский Хитроу, обычные авиакомпании все еще могут работать, не полагаясь на бюджетных перевозчиков, однако в таких центрах, как мадридский Барахас без услуг лоу-кост операторов нельзя рассчитывать на дальнейший рост объемов перевозок. В частности, в мадридском аэропорту авиакомпания Iberia вынуждена конкурировать с такими перевозчиками как Ryanair и EasyJet на коротких маршрутах. И тут у авиакомпаний есть два варианта: первый - это использование собственного регионального перевозчика для подвоза пассажиров из небольших городов, а второй - создание лоу-кост подразделения, которое могло бы успешно конкурировать с крупнейшими низкобюджетными авиакомпаниями.

В то же время эксперты подчеркивают, что на дальнемагистральных маршрутах лоу-кост модель по-прежнему остается невыгодной ввиду недостаточно высокой эффективности повышения оборачиваемости воздушных судов на таких линиях и высоких удельных затрат на топливо.

Необходимо также отметить, что у низкобюджетных авиакомпаний также возникают финансовые трудности в последнее время. Одним из таких примеров является немецкая Air Berlin, которая занимает среднюю нишу между лоу-кост операторами и классическими перевозчиками. Второму по величине перевозчику Германии в последнее время приходится использовать различные меры для сокращения своих затрат, среди которых перенос поставок новых самолетов на более поздние сроки, а также пересмотр отдельных маршрутов. В частности, Air Berlin отказалась от обслуживания направлений из аэропорта Мюнстер-Оснабрюк в лондонский Станстед, Вену и Силт. Кроме того прекратились полеты из Кельна в Валенсию и Марокко. Из зимней сетки авиакомпании были исключены рейсы из Кельна в Инсбрук, Неаполь и Палермо, а также из Ганновера в Лондон. В ближайшее время руководство авиакомпании должно провести анализ эффективности принятых мер, чтобы определиться со своими дальнейшими действиями.

В это время Ryanair и EasyJet предпринимают массированную атаку на рынок внутренних пассажирских перевозок Италии. В частности, под ударом лоу-кост перевозчиков оказался один из самых прибыльных маршрутов Италии из Милана в Рим. Несколько лет назад это направление находилось под монополистическим контролем AlItalia, однако после слияния этой авиакомпании с перевозчиком AirOne вместимость на данном маршруте в 2009 г. была сокращена на 10%. Одной из причин такого резкого снижения провозных емкостей стало бурное развитие в Италии скоростного железнодорожного сообщения, что привело к определенному оттоку пассажиропотока с воздушного транспорта.

Итальянские эксперты отмечают, что в ближайшее время бюджетные перевозчики могут захватить значительную долю на рынке воздушных перевозок Италии, особенно это касается наиболее привлекательных маршрутов, связывающих между собой северные и южные районы страны. В настоящее время Ryanair и EasyJet постепенно наращивают свое присутствие на итальянском рынке. В частности такие действия этих авиакомпаний были вызваны увеличившейся налоговой нагрузкой в Великобритании и Германии, что просто вынуждает их искать источники доходов в других странах. Так, например, Ryanair в 2010 г. увеличила вместимость на рейсах из Италии в другие страны Европы на 14%, тогда как на внутренних маршрутах Италии провозные емкости были увеличены на одну треть.

Также свое присутствие на итальянском рынке начинают наращивать и классические авиакомпании Европы, например, немецкая Lufthansa, что тоже негативно сказывается на показателях операционной деятельности национального перевозчика Италии.

Как бы то ни было, но бюджетные перевозки остаются достаточно привлекательной альтернативой классической схеме, о чем косвенно свидетельствуют некоторые статистические данные. Например, открывшийся недавно терминал в французском Бордо, предназначенный для работы с лоу-кост операторами, за первый полный год своей работы должен обслужить более 1 млн пассажиров. При этом руководство аэропорта прогнозирует дальнейшее увеличение пассажиропотока через этот терминал в 2012 г. Учитывая столь бурный рост сегмента бюджетных перевозок аэропорт рассматривает возможность адаптации под него и других объектов.

Внимание ведущих экспертов авиационной отрасли также было приковано к развитию рынка стран Ближнего Востока. Представители туриндустрии Ирака обратились с просьбой к ведущим авиакомпаниям не обращать внимания на негативные заявление мировых СМИ и открывать новые рейсы в эту страну. Также представители министерства туризма Ирака отметили, что в стране уже действуют четырех- и пятизвездочные отели, развиваются новые аэропорты. Для туристов Ирак в первую очередь будет привлекателен многочисленными археологическими объектами, которых в стране уже более 12 тыс. В настоящее время полеты в Ирак выполняют такие авиакомпании как Gulf Air, Turkish Airlines, Etihad и Lufthansa, и правительство призывает других перевозчиков присоединиться к ним.

В Абу-Даби руководство аэропорта прогнозирует 8-процентное увеличение пассажиропотока по сравнению с 2010 г. после перехода на зимнее расписание. Для пассажиров аэропорт предлагает более 900 рейсов в неделю в различные страны, расположенные на пяти континентах. В зимнем расписании появятся новые маршруты, например. рейсы Etihad в Чэнду, Дюссельдорф, Мале и на Сейшеллы. Такие авиакомпании как Air India Express, Yemenia Airways и Saudi Arabian Airways намерены увеличить частоты полетов по существующим направлениям.

Руководство сингапурского аэропорта Чанджи возлагает большие надежды на увеличение пассажиропотока из России, что в первую очередь связано с началом полетов по маршруту Владивосток - Гонконг - Сингапур. Рейсы с частотой два раза в неделю на этом направлении выполняет авиакомпания "Владивосток Авиа". Отмечается также, что за последние годы объемы пассажирских перевозок из России в Сингапур находились на достаточно хорошем уровне, однако есть определенные перспективы для роста, при этом, как заверяет руководство аэропорта, некоторые российские перевозчики заинтересованы в полетах на этом направлении.

Кроме того, аэропорт Чанджи планирует увеличить объемы перевозок по ряду направлений в страны Африки, Европы и Северной Америки. В ближайшие 12 месяцев могут открыться новые направления в Россию или Европу. При этом ключевым рынком для аэропорта по-прежнему остается Китай, и сейчас руководство проводит активную работу над расширением маршрутной сети в эту страну. В текущем году пассажиропоток аэропорта Чанджи должен превысить 43 млн человек, тогда как в 2013 г. аэропорт планирует увеличить этот показатель до 50 млн человек.

Форум Routes 2011 посетило множество делегатов из России, которые провели большое количество рабочих встреч и заключили важные для себя контракты. В рамках работы Форума представители компании "Международный аэропорт "Внуково" рассказали о планах по завершению реконструкции и удлинения ИВПП-1, а также о модернизации перрона и других важных инфраструктурных объектов. Особый интерес у участников Форума вызвал новый пассажирский терминал аэропорта, а также эффективное развитие базового перевозчика "Внуково" - авиакомпании UTair.

Аэропорт также планирует начать строительство второго пускового комплекса первой очереди, результатом которого станет открытие диспетчерского пункта контроля движения на летном поле. Также будут открыты различные объекты инфраструктуры, в том числе рестораны, магазины беспошлинной торговли и т.д.

Делегаты от екатеринбургского аэропорта "Кольцово" провели на Форуме Routes 2011 ряд ключевых встреч с представителями различных авиакомпаний. Основными вопросами, которые обсуждались на этих встречах, было расширение международной маршрутной сети аэропорта. Сообщается, что представители "Кольцово" провели рабочие встречи с такими авиакомпаниями как Air France, airberlin, Swiss, BMI, Alitalia, Meridiana fly, Iberia и Vueling. Вполне возможно, что в 2012-2014 гг. из Екатеринбурга будут открыты новые рейсы в такие города как Париж, Берлин, Цюрих, Женеву, Лондон, Мадрид, Барселону и т.д. Авиакомпании Aerosvit, МАУ и Wizz Air заинтересованы в открытии рейсов в различные города Украины. Не менее популярными остаются маршруты в азиатские города, например, в Пекин, Гуанчжоу и Санью. В рамках Форума были проведены переговоры о развитии этих направлений с представителями авиакомпаний China Southern и Hainan Airlines.

Кроме того в рамках Форума Routes 2011 прошла официальная церемония подписания соглашения о проведении международного авиационного форума Routes CIS 2012 в Екатеринбурге в период с 24 по 26 июня 2012 г.

Делегация ОАО "Аэропорт "Толмачево" провела около 40 встреч с представителями ведущих мировых авиакомпаний, в числе которых Air Bridge Cargo, Air Berlin, Allitalia, Finnair, Lufthansa, Fly Dubai, Egypt Air, China Eastern Airlines, S7 Airlines, Turkish Airlines и Pegasus Airlines. В ходе этих переговоров обсуждались вопросы открытия новых маршрутов и увеличения частоты полетов по уже имеющимся направлениям. В частности, были достигнуты договоренности по увеличению частоты полетов по маршрутам в Баку, Пекин, Франкфурт, Прагу, Симферополь, Дубай. Ведутся переговоры об открытии рейсов в Сеул, Шанхай, Каир и Хельсинки.

Кроме того аэропорту удалось заключить договор с компанией Airport Strategy and Marketing Ltd (ASM), которая специализируется на стратегическом авиационном планировании. Согласно заключенному договору, ASM разработает стратегию развития пассажирской маршрутной сети "Толмачево". Для достижения этой цели ASM проведет исследование рынка авиаперевозок для аэропорта и подготовит коммерческие предложения для зарубежных авиакомпаний по открытию новых рейсов. В числе перспективных направлений отмечаются Тель-Авив, Милан, Дели, Мюнхен и др. Кроме того, авиакомпаниям будет предоставлено обоснование необходимости увеличения частоты полетов по существующим маршрутам, а также по замене ряда чартерных направлений на регулярные.

Еще одной немаловажной темой, обсуждаемой на Форуме Routes 2011, стало предстоящее включение авиакомпаний в Европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов EU ETS. На одном из первых докладов было объявлено, что 25 стран согласились подписать объединенную декларацию о противодействии включению авиакомпаний в систему EU ETS. Это один из первых случаев согласованного протеста против Евросоюза в отношении взимании платы за выбросы вредных веществ, причем аналитики не исключают возможного подписания деклараций, направленных на введение санкций в отношении Евросоюза и европейских перевозчиков.

Как отметил секретарь министерства гражданской авиации Индии Прасант Сукул, если эти меры останутся без внимания властей Евросоюза, то в отношении Еврозоны будут применяться серьезные экономические воздействия. В частности, отмечается возможность возобновления прежних двухсторонних соглашений со всеми странами Евросоюза, снижение количества рейсов в ЕС, и даже облет воздушного пространства Европы. Позицию Индии, как указывалось выше, поддержали 25 стран, в числе которых США, Россия, Китай, Бразилия, Япония и ОАЭ.

Руководство Европейской ассоциации аэропортов (ACI Europe) предупреждает о потенциальной торговой войне между ЕС и другими странами в том случае, если требования относительно участия иностранных авиакомпаний в системе EU ETS не будут изменены. В Ассоциации европейских авиакомпаний, в свою очередь, отметили, что наилучшим методом борьбы с вредными выбросами в атмосферу является новая система организации воздушного движения в Европе.

Представители 25 стран, решивших противостоять Евросоюзу, проведут очередную встречу в ноябре. На этой встрече, которая, возможно, пройдет в Москве, будут обсуждаться дальнейшие меры противодействия решениям ЕС. Как отметил П. Сукул, меры, которые могут быть предприняты такими странами как Россия, через территорию которой пролегает большая часть маршрутов на Восток, будут обладать отрицательными последствиями для ЕС.

В то же время руководство Европейской ассоциации низкобюджетных авиакомпаний (ELFAA) выразило свою поддержку системе EU ETS. По их мнению, EU ETS является наиболее эффективным механизмом противодействия загрязнению окружающей среды со стороны авиационной отрасли. При этом отмечается, что наряду с высокой эффективностью эта система не принесет значительных убытков ее участникам. Также отмечается, что EU ETS является более предпочтительным вариантом для авиакомпаний по сравнению с экологическими налогами, взимаемыми в разных странах. Однако такая поддержка, наверное, является исключением из правила, поскольку большинство стран все-таки выражают недовольство решениями ЕС.

В целом, участники Всемирного форума Routes 2011 остались довольны его итогами. Проведенные рабочие встречи позволили заключить важные контракты и установить более тесные партнерские отношения между субъектами авиационной отрасли. В следующем году Всемирный форум будет принимать Абу-Даби, в 2013 г. он пройдет в Лас-Вегасе, а в 2014 г. участники соберутся на встречу в Чикаго.

Обзор подготовлен по материалам ATW Online, Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка