О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Низкобюджетная модель на мировой арене

В следующем году целый ряд новых игроков планирует выйти на рынок низкобюджетных авиаперевозок. Каковы показатели компаний за предыдущие годы, что подстегивает их к активной экспансии и чего нам ждать в ближайшем будущем?

В следующем году целый ряд новых игроков планирует выйти на рынок низкобюджетных авиаперевозок. Каковы показатели компаний за предыдущие годы, что подстегивает их к активной экспансии и чего нам ждать в ближайшем будущем? О своих впечатлениях по итогам международного конгресса World Low Cost Airlines, прошедшего в Лондоне с 19 по 21 сентября 2011 г., и прогнозах развития отрасли специально для российского издания Airports International рассказывает глава авиационной практики и управляющий директор компании Strikitsa Consulting Иоланта Стрикица.

Мы и все остальные

В краткосрочной перспективе Россия не будет представлять интереса для иностранных LCC (англ. low cost carriers - низкобюджетные перевозчики) как регион для развития бизнеса - этот вывод был обнародован в аналитическом отчете компании Terrapinn, презентованном на конгрессе World Low Cost Airlines.

Тем временем в мире темпы роста этого сегмента увеличиваются с каждым годом. В том же отчете приводятся следующие данные: 84 % из более чем 250 опрошенных акционеров низкобюджетных перевозчиков не сомневаются, что в следующем году доля LCC на рынке авиаперевозок будет расти. И это не только мнения. Факты говорят сами за себя: как минимум 8 новых игроков обещают выйти на рынок в сегменте низкобюджетных перевозок в 2012 г.

Согласно отчету Terrapinn, 40 % авиаперевозчиков сегмента считают наиболее привлекательным для ведения бизнеса рынок Северной Азии (Китай, Япония, Южная Корея. По 13 % в этом рейтинге получили сразу три региона: во-первых, Австралия, Новая Зеландия, Океания, во-вторых, Юго-Восточная Азия и, в-третьих, Ближний Восток. Далее в списке в порядке снижения привлекательности следуют Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш), Африка, Европа и Южная Америка.Если в Европе в течение последних 10 лет рост рынка бюджетных перевозок был частично обусловлен переходом пассажиров из сегмента традиционных перевозок, то в Азии, по мнению экспертов, сильный рост LCC произойдет за счет увеличения объема рынка как такового: больше людей приблизятся к сегменту среднего класса, будут лучше ценить личное время и смогут позволить себе купить авиабилет.

Эволюция модели LCC

Если российский рынок находится в начале пути по внедрению LCC-модели, то одному из старейших перевозчиков этого сегмента, американской Southwest Airlines в этом году исполнилось уже 40 лет. С тех пор модель LCC видоизменялась, прошла не одну ступень эволюции и разветвилась на несколько видов и подвидов. Основные признаки низкобюджетного перевозчика, доступные глазу пассажира, - отсутствие классов обслуживания и услуги выбора места в салоне, платные услуги бортового питания и перевозки багажа, лимитированная ручная кладь, отсутствие программ лояльности пассажиров. Среди неотъемлемых параметров LCC-компании - также высокая пунктуальность перевозок, новый флот, прямые рейсы в региональные аэропорты, высокие стандарты безопасности полетов.

Но такое определение бюджетной модели авиаперевозок перестало быть единым с возникновением нишевых игроков, повышением конкуренции в сегменте и увеличением активности в секторе скоростных железнодорожных перевозок. 5-7 лет назад единая модель LCC перестала существовать. На смену ей пришел целый ряд моделей: ultra LCC или ULCC (ультра низкобюджетная, наиболее близкая к изначальной концепции сегмента, - Ryanair, Peach, Spring, "Авианова"), low fare carrier (перевозчик с низким тарифом - Easy Jet, Flydubai, Germanwings), а также компании гибридной модели (Vueling, Air Berlin, Aer Lingus, Icelandair).

Модель Ultra LCC (ULCC)

Яркий пример модели ULCC - авиаперевозчик Ryanair. Компания обнародовала на форуме цифры рекордного роста: за август 2011 г. было перевезено 8,1 млн пассажиров. Это абсолютный рекорд среди авиакомпаний Европы.

Например, пассажиропоток крупнейшей российской компании "Аэрофлот" за аналогичный месяц составил только 1,5 млн. Строгое следование модели приносит свои плоды. В 2010 г. Ryanair заняла 11 % европейского рынка авиаперевозок следом за Lufthansa (13 %), и является сегодня вторым крупнейшим перевозчиком Европы.

Основополагающий фактор модели ULCC - предельно низкая себестоимость услуги. Компания преследует цель максимально снизить стоимость операционной деятельности, в том числе за счет стандартизации, унификации и упрощения всех процедур. При этом запланированная норма прибыли всегда единая и фиксированная. Она требует от Ryanair постоянного роста маршрутной сети и отказа от нерентабельных направлений: например, в 2010 г. компания запустила 268 новых маршрутов, из которых 170 были позднее закрыты. Максимальная эффективность бизнеса, широкий спектр направлений и фиксированная запланированная норма прибыли ведут к цели модель ULCC - низкому тарифу и, как следствие, к привлечению массового пассажира, желающего получить высококлассный продукт по низкой цене.

Модель Low Fare

В отличие от предыдущей, модель авиаперевозок low fare более свойственна нишевым игрокам или игрокам, выходящим на высококонкурентный рынок. Компании, работающие в этой модели, исходят из параметров цены на услугу, которая должна быть ниже цены конкурента. Сегодня перевозчики класса low fare предлагают своим пассажирам широкий выбор продуктов: корпоративные договоры, услуги бизнес-класса, заранее забронированное питание и места на борту, разнообразные методы приобретения авиабилетов, программы лояльности и прочее. И все это с учетом высокого уровня безопасности и пунктуальности полетов.

Сегодня для своих бизнес-полетов услугами таких игроков рынка low fare как Easy Jet, Germanwings, Vueling пользуются EADS (производитель Airbus), BP, инвестиционные банки и многонациональные корпорации, а пунктуальность ценят представители королевских семей и правительств.

В отличие от игроков модели ULCC, авиакомпаниям модели low fare необходимо соблюдать баланс присутствия в ключевых аэропортах и аэропортах второго уровня. Иногда авиакомпания "превращает" аэропорт второго уровня в ключевой. Яркий пример - турецкий перевозчик Pegasus. Из-за загруженности головного аэропорта Стамбула Ататюрк компания не могла получить достаточное количество и удобное время слотов, в связи с чем обратила свое внимание на альтернативный порт Сабиха Гокчен (SAW), который на то время представлял собой полузаброшенную площадку локального значения.

Pegasus вложилась в развитие инфраструктуры аэропорта: в 2009 г. запустила новый терминал площадью 210 тыс. м2, инвестировала в строительство второй ВПП. SAW признан самым быстрорастущим аэропортом Европы по объему пассажиропотока за 2011 г.

Лидер в технологиях

Особого поощрения Budgies World Low Cost Airline Awards за внедрение инновационных технологий (приз Airlines Pacesetter Award, т. е. задающему тенденции развития) удостоилась компания Vueling, быстрорастущий европейский игрок, один из немногих, кто проявляет существенный интерес к российскому рынку.

46% компании принадлежит национальному перевозчику Испании Iberia. Vueling уделяет большое внимание неавиационным доходам и новым технологиям. В мае 2011 г. компания ввела возможность приобретения и использования авиабилетов путем мобильных интернет-технологий. Уже в мае неавиационные доходы Vueling от введения технологий увеличились на 142%, а в июле, с введением приложения для iPhone, - на 404%.

Кто нас опередил?

Китай. Он в очередной раз продемонстрировал серьезность своих намерений по экспансии на мировой рынок. Делегация из Поднебесной на World Low Cost Congress оказалась самой внушительной.

Страна заинтересована не только в развитии LCC-перевозчиков на своем рынке, но и в массовом доступе китайских пассажиров (читай - китайского капитала) за рубеж. Примером может служить участие китайской First Eastern Investment Group в создании первого ULCC в Японии, авиакомпании Peach (запуск - март 2012, база в Осаке), которая ставит перед собой амбициозные планы участвовать в работе со 100-милионным туристическим потоком из Китая.

Планы на Россию

В первый день мероприятия обсуждение после первой панели спикеров началось с вопроса о том, представляет ли Россия для них интерес в качестве рынка расширения маршрутной сети или создания совместных предприятий. К сожалению, эксперты сошлись во мнении, что у российского рынка пока сохраняются сложности с правильным восприятием данной модели. При этом Россия - единственная из стран с быстрорастущей экономикой, где для изменения сложившейся ситуации делается крайне мало....
Авторские права на данный материал принадлежат «Airports International». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка