Интерфакс
2 ноября 2011, 15:00
Катастрофа Як-42: ошибка пилотов
Согласно результатам расследования МАК, авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, в крови одного из пилотов был обнаружен препарат, при котором управление самолетом категорически запрещено. Помимо этого зафиксирована масса других нарушений
"Отжатие тормозных педалей мог произвести как командир, осуществлявший активное пилотирование, так и второй пилот, регулярно выполнявший полеты в самолете Як-40 и только осваивавший самолет Як-42", - сообщил Морозов. Он сообщил, что техническая комиссия на основании летного эксперимента и независимых оценок пришла к выводу о том, что у обоих пилотов "имел место негативный перенос навыков, полученных при управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42". "На взлетно-посадочной полосе не было обнаружено признаков заклинивания колес, а также течей гидрожидкости. По результатам специальных исследований, отказов в работе тормозной системы и авиашин самолета не выявлено", - сообщил Морозов.
Кроме того, представитель МАК рассказал, что в крови второго пилота разбившегося самолета был обнаружен медицинский препарат, при наличии которого запрещается пилотирование самолетов. "В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему и запрещенный к применению пилотами", - сказал он на пресс-конференции в Москве в среду. "Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - подчеркнул Морозов. Помимо прочего, второй пилот имел проблемы со здоровьем: "По представленной медицинской документации на второго пилота, со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года - и на руках", - отметил представитель МАК, отметив, что косвенно свидетельствует о развитии у пилота полинейропатического синдрома.
"В подтверждение указанного говорит назначение ему врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата "Нейромедин", который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи", - сказал он. Морозов пояснил, что полинейропатический синдром проявляется, в том числе, в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения.
7 сентября в километре от аэропорта "Туношна" Ярославской области упал самолет Як-42, на борту которого находились игроки хоккейной команды "Локомотив" (Ярославль), направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека: 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Недавно он был выписан из больницы. Среди хоккеистов, погибших в этой катастрофе, были 11 иностранцев. Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).
В ходе расследования МАК ранее сообщал, что двигатели, стабилизатор и закрылки разбившегося Як-42 работали нормально. Позже эксперты комитета установили, что, "несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения".
Кроме того, в МАК заявляют, что организационная структура компании "Як-сервис" не обеспечивала безопасность выполнения полетов самолета Як-42. "Организационная структура авиакомпании "Як-сервис", схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечить безопасного выполнения полетов", - заявил Морозов. Он сказал, что в авиакомпании организация летной работы и системы управления безопасностью полетов были неудовлетворительными, штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был, переучивание командиров воздушного судна и второго пилота на Як-42 проходили с грубыми нарушениями действующих нормативных документ. По его словам, переучивание совмещалось с освоением и выполнением полетов на другом типе самолетов - Як-40, "что повлияло негативно на перенос навыков на пилотирование и управление".
В процессе переобучения летчиков экипажа Як-42 допущены серьезные нарушения. "После теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была", - отметил Морозов. "Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления типом самолетов Як-42", - сказал представитель МАК. "Контроль качества освоения воздушного судна со стороны командно-летного состава авиакомпании ("Як-Сервис") не осуществлялся", - подчеркнул председатель технической комиссии.
Самолет Як-42, согласно экспертизе, перед вылетом был исправен, отказов в работе самолета двигателей, систем, в том числе тормозной системы, при экспертизе выявлено не было. "Вылет самолета был выполнен точно по расписанию. Ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было. В плане на прилет в данный период времени воздушных судов не было. Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях. Пожара, взрыва и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было ", - сказал Морозов.
Между тем, экипаж Як-42 перед вылетом на аэродроме в Ярославле не выполнил расчета параметров взлета. "При ответе на пункт контрольной карты "взлетные данные" командир воздушного судна сказал - рассчитаны, доложены. Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было", - рассказал Морозов.
Тем не менее, непосредственных виновных в катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем МАК не называет, оставляя эту прерогативу следствию. "Установление чьей-либо вины или административной ответственности в соответствии со стандартами чикагской конвенции ИКАО не входит в компетенцию технической комиссии по расследованию обстоятельств и причин катастрофы, а определяется следственными органами и органами, отправляющими правосудие в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государств", - сказала журналистам председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина.
Со своей стороны, семьи и коллеги пилотов разбившегося под Ярославлем Як-42 не согласны с результатами расследования МАК, согласно которым, по предварительным данным, виновным в трагедии будет назван командир Андрей Соломенцев, и намерены потребовать проведение нового расследования.
"Несколько дней назад анонимный сотрудник ведомства уже сообщал прессе, что виновником трагедии будет признан экипаж и его командир Соломенцев - он якобы давил при взлете на педаль тормоза", - пишет в среду газета "Известия". "Я сама 25 лет летаю, восемь из них - вместе с Игорем. И Андрей, и мой Игореша были очень опытными летчиками, чтобы допустить такие ошибки", - рассказала "Известиям" Людмила Жевелова, вдова погибшего второго пилота Игоря Жевелова. Она подчеркнула, что бывают необъяснимые ситуации, когда с машиной что-то происходит. И заявила, что будет добиваться независимого расследования.
По мнению адвоката Игоря Трунова, представляющего интересы родственников погибших по трем авиакатастрофам в Иркутске, Донецке и Перми, члены семьи пилотов с Як-42 должны настаивать на дальнейшем расследовании, поскольку после решения КС оно имеет судебную перспективу. Он отметил, что "свалить все на погибший экипаж - это тенденция современного расследования"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции