Независимая газета
6 февраля 2002, 12:28
Москва обвинила Ташкент в хулиганстве
Россия ищет партнеров для производства в СНГ нового поколения военно-транспортных самолетов
Россия в ближайшие 5-10 лет будет развивать военную кооперацию в основном со странами СНГ. Об этом на днях заявил "НГ" заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей Московский. Озвучивая детали подписанной президентом России Государственной программы вооружений до 2010 г., высокопоставленный представитель Минобороны РФ сказал, что среди прочих вопросов кооперации в рамках СНГ в планах Москвы стоит разработка и совместное производство двух видов военно-транспортных (ВТ) самолетов: российско-украинского Ан-70 и российско-узбекского Ил-76МФ. При этом из слов генерала стало понятно, что Россия отдает предпочтение в разработке ВТ самолета своему славянскому соседу. По крайней мере в оборонном заказе на этот год впервые за все время кооперация по НИОКР и опытному производству Ан-70 прописана отдельной строкой, под нее выделены реальные деньги.
Между тем если проект по Ан-70 только разрабатывается, то по ВТ самолету почти проведены все необходимые испытания и он готов к серийному производству. Пока это возможно только в Ташкенте. Но, по словам Московского, "узбекский вариант" завис в воздухе. Дело в том, что Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) в советское время было единственным предприятием, входящим в корпорацию фирмы "Ильюшин", выпускающим военно-транспортные самолеты Ил-76. Если до распада СССР предприятие выпустило около 900 самолетов Ил-76, то за последние 10 лет - около 10 единиц (а в последние 5-6 лет вообще не выпускало). Все эти самолеты были проданы за рубеж Ташкентом без учета интересов РФ. Такую позицию ТАПОиЧ генерал-полковник Московский назвал "хулиганством". "Ташкент по демпинговым ценам продает самолеты, в которых на 80% комплектующие из России", - заявил заместитель министра обороны РФ.
ТАПОиЧ сейчас ищет инвестора. Таким инвестором может быть и российский Авиационный комплекс имени Ильюшина, разработчик Ил-76 и Ил-76МФ. Но узбекская сторона не уступает часть акций российской фирме как головному разработчику военно-транспортного самолета, а предлагает их ей купить. То есть купить то, во что фирма Ильюшина уже вложила немалые деньги.
Московский сказал, что для решения этой проблемы есть два пути. Первый путь - "закрыть двери и в упор не видеть соседа". Второй путь - договариваться. Узбекская сторона пока на договоры не идет. Поэтому, по словам Московского, единственно правильное решение - повернуться к собственным российским заводам, производящим самолеты семейства "Ил". Такие заводы есть в Воронеже и Ульяновске. Как сказал Московский, при соответствующем перепрофилировании производства эти заводы вполне способны собирать новый Ил-76 МФ.
Таким образом, заместитель министра обороны РФ дал ясно понять узбекской стороне, что разработка и производство нового самолета Ил-76 МФ могут произойти и без участия Ташкента. В этом случае ТАПОиЧ просто перестанет существовать. На нем практически свернуто производство. А большинство квалифицированных инженеров и рабочих успешно работают на авиапредприятиях "Ильюшина" в Ульяновске и Воронеже.
Фирме "Ильюшина" предлагают заплатить около 100 млн. долл., чтобы стать совладельцем ТАПОиЧ. По оценкам российских военных экспертов, этих денег хватит, чтобы создать аналогичное производство и в России.
На что надеется Ташкент, замораживая свои авиационно-производственные связи с Москвой, понять нетрудно. Во время недавнего визита в Ташкент госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джоунс среди вопросов инвестирования в экономику Узбекистана американских денег обсуждалась и тема перепрофилирования ТАПОиЧ. На какие рельсы - гражданские или военные, неизвестно. Хотя, по взглядам российских экспертов, и в том и другом случае это потребует не менее 1,5 млрд. долл. То есть в Ташкенте надо будет построить фактически новый завод. Пойдут ли на это американцы? "Отверточная" сборка "Боингов" или F-16 на ТАПОиЧ исключена по причине отсутствия квалифицированных кадров. После массового исхода в 1990-1995 гг. из Узбекистана евреев, немцев и русских в стране ощущается дефицит грамотных рабочих.
Элизабет Джоунс заявила, что в 2002 г. США планируют инвестировать в экономику Узбекистана 160 млн. долл. Это немного. Возможная стоимость 10 производимых на ТАПОиЧ самолетов Ил-76 МФ может составить до 350 млн. долл. Этими самолетами уже заинтересовался Китай. Он проявил интерес также и к новой российско-украинской разработке ВТ самолета Ан-70 и, по словам российских военных экспертов, готов вложить в него свою долю инвестиций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции