О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Назарбаев заказал 100 казанских самолетов

В Карагандинской области Казахстана вчера был открыт завод по производству сельскохозяйственных самолетов "Фермер" казанского ООО "Фирма "МВЕН", которое стало и соучредителем предприятия

В Карагандинской области Казахстана вчера был открыт завод по производству сельскохозяйственных самолетов "Фермер" казанского ООО "Фирма "МВЕН", которое стало и соучредителем предприятия. Предположительно, выпускаться будут четыре типа воздушных судов. Безусловно, это огромный успех инженеров-бизнесменов "МВЕН". О некоторых аспектах ведения дел в Казахстане газете "БИЗНЕС Online" рассказал финансовый директор "МВЕН" Михаил Невельский.

Бизнес просто ломится в Казахстан

- Михаил Аркадьевич, чья идея была - строить завод по производству "Фермеров" в Казахстане?

- Вообще, "Карагандинский авиационный завод "Сумкар" - это не завод по производству "Фермеров", это предприятие, первой продукцией которого будут "Фермеры". Дальше и другие модели будет строить.

- Чьей разработки?

- Пока - "МВЕН". Ближайшая из них - четырехместная "Мурена". В оптимистических планах - поднять самолет до конца 2012 года… Но идея завода изначально наша. Мы предложили (в конечном итоге - правительству Казахстана), нашли понимание. Для них это начало авиационной промышленности Казахстана.

- Сколько времени прошло от появления идеи до открытия завода?

- Пять лет. Долго это или быстро?.. Считаю, вообще чудо, что это произошло. А решение о строительстве завода было принято год назад, и вот завод уже стоит, причем с инфраструктурой, взлетной полосой. Но, безусловно, все было непросто. Почему я говорю - "чудо". Для казахов авиазавод был самой сложной позицией - у них авиапроизводства не было никогда, и требовалось, чтобы поверили люди. Причем в конкурсе на создание аваипроизводства участвовали не одни мы, но и швейцарская фирма, и тот же "Даймонд" пытался.

Произвело очень серьезное впечатление отношение к таким делам в Казахстане. Президент Нурсултан Назарбаев приехал к нам на завод, но параллельно в режиме онлайн он запускал еще около десятка производств. Там выстроена индустриальная карта - "Программа-2020": очень конкретно и очень серьезно решаются вопросы. Назарбаев сказал, что Казахстан подписал таможенный союз трех государств, параллельно входит в ВТО, и добавил: "Мы любим модные слова типа "инновации", а в моем понимании это технологии, позволяющие как минимум на 25 - 30 процентов повысить производительность труда. Плюс максимальное использование своих трудовых ресурсов. Мы поддерживаем всех, кто ведет у нас бизнес, но наша цель - максимально потреблять то, что производится в Казахстане. Надо максимально все развивать у себя". Что такое еще недавно Казахстан? Аграрное государство, но сегодня они гигантскими шагами идут вперед. И такой подход ведет к тому, что бизнес туда прямо ломится.

- Каковы функции "МВЕН" в проекте?

- Мы - разработчики и поставщики технологий. Обучаем в Казани казахстанских специалистов. Кое-что вкладываем, конечно, почему и являемся соучредителями. Но основной финансовый вклад - казахстанская сторона, у которой разработан план индустриализации, по которому делается очень много, и в этот же план включили и авиазавод.

- Это и частные, и государственные инвестиции?

- Частные инвестиции с поддержкой государства.

- Говорилось об 11,5 миллионах долларов…

- Государственные вложения получились гораздо больше: инфраструктура, дороги, коммуникации, взлетно-посадочная полоса - это все за счет государства. Полоса пока из расчета на "Фермер", а будет в два раза длиннее, под бизнес-джеты… А частные деньги - непосредственно сам завод и технологии.

- Сыграло роль то, что директор "МВЕН" Виктор Ермоленко родом из Казахстана?

- Может быть, только мистическую. В общении, наверное, это сказывалось. Но играло это роль неглавную, может быть, реально вообще никакую.

Отрасль с политическим подтекстом

- Насколько можно понять из сообщений казахстанской прессы, несколько самолетов уже сделаны?

- Отверточно, скажем так. Говорить, сколько штук, пока преждевременно - это идет процесс обучения.

- Когда будет выпущен первый самолет?

- Это мы сейчас будем планировать, исходя из многих факторов, например, темпов подготовки специалистов. То, что мы обучили каким-то основным вещам по композитам, - это только начало. В самолете - куча систем. Это и сборочные, и регулировочные работы, и так далее. У них же нет вообще специалистов. Идет очень плавная локализация всего цикла производства. В конечном итоге в Казахстане будет производиться весь самолет, это будет самостоятельное, а не отверточное производство. А потом будет и свое конструкторское бюро. Не зря ведь стоит вопрос об открытии в Казахстане филиала КНИТУ-КАИ. Думаю, при таком подходе скоро появятся и самостоятельные конструкции.

- Сколько самолетов будет выпущено в 2012 году?

- С десяток, а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди - 36 самолетов в год. Объемы, конечно, будут наращиваться - возможно, до ста машин в год.

- Будут выпускаться две разновидности "Фермера"?

- Может быть три. "Фермер-2", "Фермер-500" и, возможно, "Агромастер", который поднимает две тонны полезной нагрузки, - вопрос по нему в стадии изучения.

- Какова стоимость самолетов?

- Каталожная цена "Фермера-2" - примерно 150 тысяч долларов, "Фермера-500", который потяжелее, помощнее и берет груза больше, - до 200 тысяч долларов.

- Как обстоят дела с сертификацией самолета в межгосударственном авиационном комитете?

- Работа идет. Оптимистический прогноз - в течение полутора лет. Сейчас у "Фермера" - сертификат единичного воздушного судна. В Казахстане все очень здраво решается на уровне местных авиационных властей. Но это, конечно, не снимает с нас задач по полноценной сертификации.

- Заказчики на самолеты есть?

- Да, это авиакомпании, которые будут заниматься сельхозработами, - там 13 миллионов гектар обрабатывать надо! На сто самолетов уже есть подтвержденный деньгами заказ.

- В России завод планируете?

- Он уже есть в Казани. А в смысле его развития - конечно, планируем. Но нет пророка в своем отечестве… В Татарстане идут движения в этом направлении, о развитии говорят и министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов, и в аппарате президента республики. На самом деле эта отрасль имеет политический подтекст: есть политическая воля - авиаотрасль будет развиваться (потому что она очень зависит от организационных вещей), нет - ничего не будет. Сейчас в Татарстане есть положительные тенденции. Нам, безусловно, хотелось бы в первую очередь все делать у себя. Но отношение Казахстана очень подкупает - разговоры идут не вообще, а люди занимаются конкретными вещами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка