О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вылет Airbus A350 откладывается

В начале ноября стало известно, что Airbus в очередной раз откладывает запуск в эксплуатацию нового лайнера A350-900 по причине поздней поставки панелей центральных секций фюзеляжа на линию заключительной сборки

Последний месяц стал насыщенным на события для европейского концерна Airbus, и в первую очередь, событиями в сегменте широкофюзеляжных самолетов. В начале ноября стало известно, что Airbus в очередной раз откладывает запуск в эксплуатацию нового лайнера A350-900 по причине поздней поставки панелей центральных секций фюзеляжа на линию заключительной сборки. Напомним, что эти панели производятся компанией Spirit Aerosystems. Как отметили в Airbus, запуск в эксплуатацию самолета A350-900 в настоящее время запланирован на первую половину 2014 г.

В Airbus не стали возлагать всю ответственность за опоздание поставок на своих партнеров, подчеркнув, что центральные секции фюзеляжа являются одними из самых сложных частей современного авиалайнера, поэтому им необходимо уделять достаточно много времени в процессе создания, что и стало причиной возникших задержек.

По словам информированных источников в отрасли, в настоящее время программа A350 отстает от графика на три месяца. В Airbus не смогли определиться с моментом начала этапа заключительной сборки, который первоначально был запланирован на конец 2011 г. В некоторых отраслевых изданиях сообщается, что заключительная сборка лайнеров A350-900, вероятно, будет отложена на шесть месяцев. Первый полет лайнера должен состояться в первой половине 2013 г., а на летные испытания по-прежнему отводится около одного года.

По мнению аналитиков, изменение графика работы над проектом не стало неожиданностью, и скорее всего, такие новости будут негативно восприняты клиентами Airbus. Ранее европейский концерн уже сообщал о задержках с поставками двух других моделей данного семейства: A350-800 и A350-1000. Поставки этих лайнеров были перенесены на 2016 и 2017 гг. соответственно, причем в первом случае задержка составляет два года, а во втором - полтора года. Эти решения, в основном, были продиктованы необходимостью выделения дополнительных ресурсов для работы над базовой версией A350-900, а также обеспечением компании Rolls-Royce дополнительным запасом времени для работы над двигателями Trent XWB. В то же время задержки с производством лайнеров A350-900 являются нежелательными, поскольку многие авиакомпании, включая таких крупных заказчиков как Emirates, рассматривают обмен заказанных ранее A350-1000 на модель A350-900.

Emirates уже давно выражает недовольство относительно действий руководства Airbus. В частности, в начале ноября президент авиакомпании из ОАЭ Тим Кларк сказал, что Emirates настаивает на получении лайнеров A350-1000 в соответствии с первоначальными спецификациями. В общей сложности этим перевозчиком было заказано 50 самолетов A350-900 и 20 A350-1000, поставки которых изначально были запланированы на 2013 и 2015 гг. соответственно. Однако перенос первых поставок заставил руководство Emirates пересмотреть свои планы по обновлению флота и перейти к активным действиям.

Одним из таких действий стал подписанный с компанией Boeing во время авиашоу в Дубае твердый контракт на поставку 50 самолетов 777-300ER с опционом на 20 машин. По предварительным оценкам стоимость контракта оценивается в $18 млрд, а с учетом опционов его стоимость возрастает до $26 млрд. Для американского концерна этот контракт в денежном выражении стал одним из самых крупных за всю его историю. Поставки заказанных самолетов должны будут начаться в 2015 г. Руководство Airbus, в свою очередь, признает, что заказ со стороны Emirates на самолеты 777-300ER мог быть вызван задержками в программе A350.

Что касается непосредственно спецификаций лайнеров A350-1000, то Т.Кларк не доволен тем, что Airbus приняла решение об их изменении, не заручившись поддержкой своих заказчиков. В числе главных проблем этой модели он отмечает увеличившиеся затраты на обслуживание, возросшую взлетную массу и общее увеличение расходов на эксплуатацию этого лайнера. Т.Кларк также отметил, что очередные задержки с поставками новых самолетов Airbus приводят к тому, что Emirates будет вынуждена отложить вывод из эксплуатации лайнеров A330 и A340, что негативно сказывается на планах по развитию авиакомпании.

У экспертов также возникали опасения, что Airbus может отказаться от производства модели A350-800, которая в отличие от базовой версии A350-900 и более вместительной A350-1000 не пользуется высокой популярностью среди заказчиков. Но руководство европейского авиастроителя опровергает такие предположения. В частности, как отмечает коммерческий директор Airbus Джон Лехи, у компании нет планов по отказу от производства самолетов A350-800. Запуск в эксплуатацию этой модели перенесен на 2016 г., других изменений не было несмотря на то, что некоторые клиенты решили отказаться от этой версии в пользу более вместительных моделей.

Аналитики агентства Bernstein Research считают, что задержки в программе A350 могут стать более продолжительными. Как отмечается в сообщении агентства, ситуация с программой A350 становится более сложной, особенно после заказа со стороны Emirates на лайнеры 777-300ER. И учитывая необходимость сокращения массы новых лайнеров, задержки в программе могут увеличиться. Отмечается также, что авиакомпании, скорее всего, будут компенсировать эти задержки заказами на самолеты Boeing 777, точно также перевозчики компенсировали задержки с поставками лайнеров 787, когда покупали уже проверенные временем A330. Кроме того, надежность самолетов 777-й серии наряду с гарантированностью поставок делают их менее рискованным выбором для авиакомпаний по сравнению с совершенно новыми воздушными судами.

Ряд аналитиков считает, что задержки в программе A350 дают определенный простор действия для американского концерна Boeing, который может использовать полученное время для работы над проектом 787 Dreamliner, в частности над моделью 787-9.

В целом же, уходящий год был не самым удачным для проекта A350. С января по сентябрь 2011 г. количество отмен превысило число новых заказов на эти лайнеры, правда, в Airbus этот факт объясняют тем, что на 2017-18 гг. осталось не так много свободных слотов, поэтому пока новые заказы практически отсутствуют. В то же время аналитики объясняют эту ситуацию просто неуверенностью потенциальных клиентов в моделях A350-800 и A350-1000.

Однако несмотря на запланированные изменения в графике работы над проектом A350 сборка первого лайнера этого семейства уже началась. Так, например, в октябре 2011 г. на новый завод Airbus, расположенный в Броутоне (Великобритания) и специализирующийся на изготовлении крыльев для будущих A350, были доставлены первые компоненты предназначенный для опытного A350-900 с серийным номером MSN1. Верхние и нижние панели крыла прибыли на завод из Германии и Испании. В начале 2012 г. готовое крыло отправится на завод компании в Бремен (Германия), где на него будут установлены закрылки, интерцепторы и прочие системы перед отправкой на линию заключительной сборки в Тулузе.

В Испании ведутся работы над сборкой хвостового оперения, тогда как на еще одном заводе Airbus в Великобритании проводят испытания носовой и основных стоек шасси будущего самолета. Европейский концерн также провел модернизацию своего завода в Китае, где в ближайшее время начнется изготовление рулей направления и высоты для лайнеров A350.

Компания Rolls-Royce тем временем продолжает работу над двигателями Trent XWB, в настоящее время силовая установка проходит наземные испытания, и ведется ее подготовка к программе летных испытаний, которая будет проходить на самолете Airbus A380. Как сообщают в компании Rolls-Royce, на двигателе установлено огромное количество разнообразных датчиков, которые позволят замерить около 1200 различных параметров. Со всеми установленными датчиками вес двигателя увеличивается на 600 кг. Руководство Rolls-Royce отмечает, что моторы Trent XWB должны стать самыми эффективными двигателями в мире.

В сентябре Rolls-Royce завершила 150-часовые ресурсные испытания двигателя, а также провела испытания на столкновение с птицами. По словам руководства Rolls-Royce, все обнаруженные неполадки в процессе этих испытаний уже были исправлены инженерами.

A340 становится частью истории

Еще одним ожидаемым событием в прошедшем месяце стало известие о прекращении производства широкофюзеляжных лайнеров Airbus A340. За последнее время заказов на авиалайнеры этого семейства не поступало. За время существования программы было заказано в общей сложности 246 самолетов A340-200 и A340-300, кроме того было заказано 133 лайнера A340-500/600, из которых поставлено клиентам 129 машин. Первый самолет A340-300 был построен в 1993 г.

По мнению аналитиков, самолеты A340 погубили высокие цены на топливо, из-за которых этот четырехдвигательный лайнер не смог на равных конкурировать с эффективными Boeing 777. Также отмечается, что в конце 1980-х годов с началом работы над проектом A340 компания Airbus допустила одну серьезную ошибку. Выпуская на рынок лайнеры A340 и A330, в европейской компании наивно полагали, что Boeing, обремененная трудностями с запуском программы 747-400 и появлением угрозы со стороны новейших узкофюзеляжных A320, не имела необходимых ресурсов для создания конкурентоспособного широкофюзеляжного лайнера, который мог бы стать конкурентом аналогичным самолетам от Airbus. Отчасти компания Boeing могла сама повлиять на формирование такого мнения у руководства Airbus, назвав новую программу 767-X, тем самым намекая на модернизацию самолетов 767-й серии.

Уже с самого начала программу A340 окружали различные неприятности. Поначалу возникла проблема с двигателями. Airbus планировала установить на новые лайнеры моторы V2500 "Superfan" от консорциума International Aero Engines. По замыслу эти двигатели должны были стать редукторными и обеспечить значительную экономию топлива, но в IAE из-за повышенных технических рисков решили отказаться от данного проекта. В результате Airbus пришлось устанавливать на свои A340 моторы от консорциума CFM.

Но самые настоящие проблемы начались в тот момент, когда Boeing в 1990 г. дала старт программе 777. Когда лайнеры 777-й серии были запущены в эксплуатацию в 1995 г., компания Airbus уже рассматривала варианты по модернизации семейства A340. За счет удлинения фюзеляжа и установки новых двигателей на рынок были выпущены модели A340-500/600, в создание которых было инвестировано около $2 млрд. Эти самолеты должны были стать серьезными конкурентами для лайнеров Boeing 747-400.

Но конкуренции не получилось. В сотрудничестве с General Electric корпорация Boeing выпустила на рынок авиалайнеры 777-300ER, на долю которых пришлось 545 заказов. Причем эта модель продолжает пользоваться высокой популярностью у заказчиков. Для сравнения на все модели семейства A340 поступило лишь 379 заказов.

В то же время двухдвигательные A330 оказались гораздо эффективнее, чем A340. На эти широкофюзеляжные самолеты поступило более 1200 заказов, и самолеты продаются до сих пор. Неудачные решения Airbus привели к тому, что A330 стал конкурентом для A340, поскольку эти самолеты в конечном итоге можно было использовать практически на тех же маршрутах, для которых первоначально разрабатывались четырехдвигательные машины. Но несмотря ни на что самолеты семейства A340 еще будут летать в парках различных авиакомпаний и несомненно займут достойное место в истории гражданской авиации.

Boeing готова к сертификации самолетов 747-8I

Корпорация Boeing, тем временем, решает насущные для себя проблемы. В частности, продолжается работа над многострадальной программой 747-8I. Поставки грузовых моделей самолетов этого семейства уже начались, а вот пассажирская версия пока еще не получила долгожданные сертификаты типа. В начале ноября Boeing завершила испытания на функциональность и надежность, что открывает путь для формального получения сертификатов типа от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).

Часть результатов сертификационных испытаний были получены во время полетов грузовых 747-8F, в то время как при тестировании пассажирской модели в Boeing сосредоточились на различиях в характеристиках управляемости и конструкции внутренних систем самолетов. Управляемость необходимо было проверять по той причине, что грузовая модель сохранила короткую палубу от своего предшественника - 747-400, тогда как пассажирские 747-8I были удлинены, в результате центр тяжести самолета сместился в сторону задней части. Однако в основном испытания, конечно же, были связаны с теми системами, которые отвечают за безопасность и комфорт пассажиров во время полета и не устанавливаются на грузовых моделях. Еще одна группа тестов была направлена на проверку безопасности пассажирского лайнера в условиях повышенного радиационного фона и электромагнитных возмущений. Напомним, что начало поставок самолетов 747-8I было перенесено с IV кв. 2011 г. на I кв. 2012 г.

Также напомним, что в ноябре российская авиакомпания "Трансаэро" подписала с корпорацией Boeing контракт на поставку четырех самолетов 747-8I, стоимость которых согласно каталожным ценам составляет $1,3 млрд. Самолеты должны быть поставлены заказчику в течение ближайших пяти лет. Заказанные лайнеры будут выполнены в четырехклассовой компоновке с возможностью перевозки до 460 чел.

Обзор подготовлен по материалам ATW Online, AIN Online, Aviation Week, Flightglobal и Reuters....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка