О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К взлету готов

Правительство Башкирии заявило о создании кластера легкой и сверхлегкой авиации. Как будет развиваться кластер, рассказал руководитель проекта, председатель объединенной Федерации сверхлегкой авиации республики С.Минигулов

Осенью этого года правительство республики громко заявило о создании в Башкирии кластера легкой и сверхлегкой авиации. Проект изначально подразумевал организацию серийного производства сверхлегких летательных аппаратов - двухместного вертолета "Роторфлай", который существует в виде опытных образцов, и двухместного самолета "Круиз", который еще в проекте, а также развитие частной авиации, подготовку высококвалифицированных кадров. Первоначальный замысел претерпел изменения. Как будет развиваться кластер в дальнейшем, рассказал руководитель этого проекта, председатель объединенной Федерации сверхлегкой авиации республики Сергей Минигулов.

- Сергей Георгиевич, слово "кластер" еще недостаточно прочно закрепилось в лексиконе россиян, и нет единого понимания этого термина. Что представляет собой кластер авиации и каково его назначение?


- Вообще, кластер - это кооперация разных организаций одной отрасли, которые объединяются для создания общими усилиями какого-то единого уникального продукта. За рубежом это развито, у нас в стране пока находятся только опытные экземпляры. Если говорить об авиационных кластерах, которые уже созданы в России, лидирует Ульяновская область. Там есть ряд сборочных производств, они занимаются выпуском авиатехники. У нас в Башкирии кластер будет развиваться немного по другому принципу. Наша цель - организовать полный цикл, который включает в себя проектирование, разработку, производство, реализацию авиационной техники, а также подготовку кадров.

- Что сделано на сегодняшний день?

- Первое - мы нашли взаимопонимание между участниками. Сейчас идет этап притирки, мы разбираемся в возможностях и ресурсах. Занимаемся подготовкой кадров. Очень важно, что на данный момент решен вопрос с помещением. Конечно, не все реализуется так, как планировалось изначально, часть идей отсеялась. Планировалось в 2012 году организовать серийное производство вертолетов и самолетов, но в статьях расходов, которые предусматривает федеральный бюджет, это не заложено. Приобретать за счет федеральных средств промышленное оборудование для производства чего-либо запрещено, поэтому запланированные временные рамки будут расширены.

- Спрос на эту технику будет?

- Пока сложно дать однозначный ответ. На данный момент массово продавать вертолеты за границу невозможно. Для этого техника должна обладать сертификатом. В настоящее время это стоит 350 тысяч евро. Кроме того, опытный образец техники должен пройти годы испытаний, чтобы на него был спрос. "Сырой" продукт никто покупать не собирается. Организовать конечную сборку проще, чем заниматься разработкой авиационной техники.

Пока мы выбрали первый путь и идем по нему. Нам поставляются итальянские самолеты в разобранном виде, мы их собираем и реализовываем.

- Для чего вообще нужно было создавать кластер?

- Конечный итог в том, чтобы открыть возможности для малой авиации. Для этого нужно реабилитировать заброшенные авиационные площадки и подготовить квалифицированные кадры. Мы уже провели ревизию всех площадок, у нас их 38, из них 3 требуют полного переноса, планируется создать еще 4 новые площадки. Подготовкой пилотов для сверхлегкой авиации занимаемся давно, за профессионализмом летчика, как известно, скрывается долгий процесс обучения.

- А у республики есть шансы восстановить малую авиацию?

- Я думаю, есть. Попытки возобновить местные перевозки не увенчались успехом, потому что изначально был неправильный подход. Нужна была техника другой ценовой категории, а не затратные самолеты L-410 вместимостью 19 человек, нужен был двух-трехуровневый маркетинг, то есть цены нужно было поднимать, постепенно наращивая спрос.

Надо понимать, что любой авиационный бизнес - это долгие деньги двух-пяти, может, даже 10 лет. Авиация - это такая специфическая отрасль, в которой без энтузиазма, просто на голом вложении денег ничего не добиться. Развитие малой авиации, по большому счету, зависит от людей. Нужна команда инициативных людей с грамотным руководителем проекта, который бы нес ответственность за исполнение этого проекта. Все упирается в грамотные кадры. Так просто "купили самолеты - давайте летать" не бывает....
Авторские права на данный материал принадлежат «The Daily News Ufa». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка