Белорусские новости
3 января 2012, 19:39
ВВС Беларуси могут быть усилены "индийскими" истребителями
Обострение отношений между Россией и НАТО из-за размещения в Европе передовых позиций ПРО США может ускорить переоснащение ВВС и войск ПВО Беларуси. В частности, речь идет об усилении боевой авиации самолетами Су-30КН
Как ни удивительно, но сделанное 7 декабря заявление начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси генерал-майора Петра Тихоновского о том, что имеются "достаточно серьезные" перспективы технического переоснащения белорусской военной авиации, не вызвало заметного отклика в среде экспертов.
А ведь после того, как весьма быстро подтвердились его слова о поставке в Беларусь зенитных ракетных комплексов "Тор-М2Э", есть все основания относиться к заявлениям начальника белорусского Генштаба с высокой степенью доверия. Осмелимся предположить, что в данном случае речь идет о проекте передачи так называемых индийских истребителей Су-30.
Напомню предысторию. 16 сентября московская газета "Коммерсант" сообщила, что Беларусь вскоре получит 18 самолетов Су-30К. Последние были переданы Россией Индии "во временное пользование" в 1997-1999 годах, на первом этапе российско-индийской сделки по поставке Дели истребителей Су-30МКИ.
Предполагалось, что самолеты версии "К", имеющие ограниченные ударные возможности, через некоторое время будут заменены на машины более продвинутой модификации "МКИ", способные применять управляемые ракеты класса "воздух - поверхность". Дело в том, что на момент заключения соглашения более совершенные Су-30МКИ еще не были запущены в серийное производство, так как у сторон имелись серьезные разногласия по поводу технических условий и состава комплектации для этих самолетов.
Учитывая, что пилотажные качества обеих машин практически одинаковы, прагматичные индийцы решили выиграть время и начать подготовку летного и технического персонала на самолетах, которые россияне могли поставить незамедлительно - Су-30К. Дальнейшие события подтвердили правильность такого подхода. Поставка 18 усовершенствованных истребителей Су-30МКИ состоялась только в 2007-2009 годах.
Высвободившиеся Су-30К долгое время находились на хранении в Индии. И лишь минувшим летом, со ссылкой на источники в российской авиационной промышленности, в интернет-изданиях появились сведения о том, что эти машины уже проходят предпродажную подготовку в цехах ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах.
Чуть позже была названа и возможная страна-покупатель - Беларусь и даже сообщено, что "индийские" Су-30К подвергнутся в Барановичах не только ремонту, но и модернизации до варианта Су-30КН, имеющего более высокие боевые свойства (в том числе и возможность поражения наземных целей), чем базовая версия.
В принципе, ничего неожиданного в самом факте возможных поставок Минску этих истребителей нет. Ранее высокопоставленные белорусские военные и представители ВПК неоднократно заявляли о настоятельной необходимости приобретения самолетов этого типа. Глава государства Александр Лукашенко высказался на эту тему еще в 2005 году.
Но каждый раз, насколько можно понять, дело упиралось в дороговизну этих вооружений (один Су-30 тянет минимум на 35-40 млн. долларов) и отсутствие средств для приобретения в белорусском бюджете. И хотя остаточная стоимость каждого Су-30К из Индии (около 15 млн. долларов с учетом ремонта и модернизации до уровня Су-30КН) существенно меньше цены нового самолета такого типа, изыскать сумму для закупки целой партии машин в условиях кризиса белорусской экономики тоже проблематично.
Так что если оснащение белорусских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30КН все-таки состоится, то, скорее всего, произойдет это на некоммерческой основе (безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости). Вероятность такого варианта развития событий ныне выглядит достаточно высокой в свете обострения отношений между Россией и НАТО по поводу выноса в Европу передовых позиций американской ПРО.
Не исключено и то, что белорусская программа модернизации Су-30К будет включать мероприятия по интеграции в комплекс бортового вооружения этого боевого самолета ракет российского тактического комплекса Club-А (в частности 3М-14АЭ) с дальностью стрельбы до 300 км. В этом случае белорусские Су-30КН могли бы рассматриваться в качестве действенного средства нейтрализации объектов американской ПРО при размещении их на территории Польши.
Справка
Авиационный вариант ракетного комплекса Club - Club-A предназначен для поражения в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью стационарных и малоподвижных наземных (береговых) и морских целей. Входящая в его состав дозвуковая крылатая ракета 3М-14АЭ предназначена для поражения наземных целей. Типовыми целями для высокоточной крылатой ракеты 3М-14АЭ являются наземные пункты управления войсками, склады вооружений и топлива, аэродромные и портовые сооружения.
В состав бортовой системы управления входят высотомер (типа РВЭ-Б), обеспечивающий скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, и система спутниковой навигации типа ГЛОНАСС или GPS, обладающая высокой точностью наведения. В дополнение ракета 3М-14Э оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-14Э....
Авторские права на данный материал принадлежат «Белорусские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции