АвиаПорт.Ru
25 января 2012, 15:47
"Аэрофьюэлз" полезла в трубу
Построен первый в постсоветское время керосинопровод от Ново-Уфимского НПЗ к аэропорту Уфы
Первая частная керосиновая труба
Реконструкция ТЗК "Аэрофьюэлз Уфа" началась в 2007 году, и была полностью завершена летом 2011 года. При объеме инвестиций в 100 млн рублей построено два новых вертикальных резервуара, установлены системы автоматизации и учета авиатоплива на складе, система внутрискладской фильтрации авиатоплива, модернизирована лаборатория контроля качества топлива, поставлен новый топливозаправщик ТЗА-40 на базе Volvo. Однако важнейшей новацией стало первое в России подключение ТЗК к магистральному нефтепродуктопроводу ОАО "Транснефтепродукт", что дало возможность подключить комплекс к Ново-Уфимскому НПЗ, входящему в состав нефтяной компании "Башнефть".
В советские времена использование нефтепродуктопроводов было достаточно распространенным явлением. Трубопроводный транспорт обеспечивает минимальные издержки при высокой пропускной способности, поэтому крупнейший в стране московский авиационный узел был опоясан трубопроводом, по которому шли две нитки: с керосином и дизельным топливом. Строительство "керосинового кольца" началось в 1968 году, а в 1974-м началась его эксплуатация. Также прямые подключения были у аэропортов Нижнего Новгорода и Самары, однако низкое потребление топлива сделало поддержание этой инфраструктуры в работоспособном состоянии нецелесообразным.
Фактически, уфимский опыт "Аэрофьюэлз" стал первым в постсоветский период: по словам В.Спиридонова, с советских времен "никто такие нефтепроводы ни по дизелю, ни по бензину не тащил". Реализация проекта стала возможной благодаря интенсивному росту уфимского аэропорта, а также в силу нейтрально-благожелательной позиции, которую занял собственник продуктопровода "Транснефтепродукт". Само же ответвление в аэропорт "Аэрофьюэлз" построил полностью за свои средства.
В.Спиридонов полагает, что подобный опыт может быть повторен: "Потенциально мы рассматриваем Иркутск. Там у нас собственный ТЗК, недалеко нефтезавод и керосиновая труба, куда можно подключиться. Если с "Роснефтью" удастся договориться - мы, конечно, будем подключаться, потому что это в принципе выгодно", - отметил он. Однако в случае с Иркутском необходимо получить согласие компании "Роснефть", которой принадлежит трубопровод. "Роснефть" может сказать, что им это не нужно, и тогда подключиться будет невозможно", - констатировал гендиректор.
Плюсы и минусы трубы
Обратной стороной медали развития трубопроводного транспорта является необходимость проведения дорогостоящих мероприятий по поддержанию инфраструктуры в исправном состоянии. Учитывая, что на стороне НПЗ фильтрация топлива не производится, а сама труба постепенно разрушается под воздействием коррозии, необходимо осуществлять регулярную чистку трубопроводов, а также ремонтировать проблемные участки. Как рассказал руководитель группы компаний "Аэрофьюэлз" Приволжского и Уральского регионов Алексей Поплетеев, в советские времена совместные мероприятия по очистке продуктопроводов проводились министерством гражданской авиации и Госкомнефтепродуктом. При этом значительный объем керосина, содержащего смытые со стенок трубы примеси, подлежал утилизации, так как отстаивать подобное топливо нужно было не менее двух месяцев. В постсоветский период издержки, связанные с потерями керосина, никто не хотел брать на себя, и как следствие в 1990-е годы такие мероприятия не проводились вовсе. Сейчас чистки и плановые ремонты все же ведутся.
Однако это не спасает ситуацию в московском авиаузле. Трубопровод построен по старой технологии: тогда не применялась прокладка по принципу "труба в трубе", не было катодной защиты, использовались другие материалы. И сегодня сохраняются риски загрязнения топлива посторонними примесями, что чревато угрозами безопасности полетов. В декабре 2011 года авиационные власти Бермудских островов, где зарегистрирована значительная часть российского флота магистральных самолетов, обратилась с запросом к российским авиационным властям на предмет проведения проверки качества авиационного топлива в столичных аэропортах. Поводом для такого повышенного внимания стали несколько случаев самопроизвольного отключения двигателей в полете (в том числе в 2010-2011 гг.), имевших место на самолетах российских авиакомпаний с бермудской регистрацией. Проведенный анализ маршрутов полетов этих лайнеров показал, что единственным пересечением по географии полетов является аэропорт "Шереметьево". Соответственно, качество топлива в московских аэропортах (учитывая общность трубы, по которой керосин от Московского и Рязанского НПЗ идет во все порты МАУ) стало объектом пристального внимания не только авиационных властей, но и Международной ассоциации воздушного транспорта.
От Южно-Курильска до Курска
Подводя итоги года, В.Спиридонов также рассказал о других проектах, которые либо завершены, либо вышли на финишную прямую в 2011 году. Реконструкция ТЗК в Южно-Курильском аэропорту "Менделеево" (о. Кунашир) была проведена в кратчайшие сроки: решение о старте проекта было принято после состоявшегося в ноябре 2010 года визита на Курильские острова Президента России Дмитрия Медведева, а 28 декабря 2011 года Росавиация выдала филиалу "Аэрофьюэлз Камчатка" сертификат соответствия на прием, хранение и заправку авиа-ГСМ в воздушные суда. "Нашей компанией в течение 4-5 месяцев был реконструирован склад авиа-ГСМ, заключены все необходимы договоры, поставлены заправщики, пункты налива, получены все сертификаты, и в наступившем году мы начали авиатопливообеспечение", - сказал В.Спиридонов. Объем инвестиций оценивается в 45 млн рублей. В настоящее время уже осуществляются заправки воздушных судов, выполняющих полеты в Южно-Курильск.
Долгострой в Нижнем Новгороде, где "Аэрофьюэлз" строит альтернативный ТЗК, наконец обрел перспективу завершения. Сейчас прогнозируется ввод комплекса в эксплуатацию в III-IV кварталах 2012 года. Комплекс, вошедший в число инфраструктурных проектов в рамках подготовки к проведению в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году, уже находится в высокой степени готовности: построен железнодорожный тупик протяженностью 2 км, реконструированы хранилища топлива, включая резервуары на 10 тыс. куб. м.
По мнению В.Спиридонова, проект интересен тем, что авиационный узел Нижнего Новгорода будет динамично развиваться. "Нельзя забывать, что это город, в котором живет 1,3 млн человек, и область, в которой проживает 4,5 млн человек. Область достаточно большая, и промышленность там постепенно развивается. Тем более, что реконструкцию аэропорта ведет группа компаний "Ренова", которая уже анонсировала серьезные вложения в этот аэропорт", - отметил он. Руководитель "Аэрофьюэлз Групп" также подчеркнул, что по его мнению, из Нижнего Новгорода будут развиваться прямые полеты по обширной маршрутной сети, минуя Москву, что спровоцирует рост потребления авиакеросина.
"Аэрофьюэлз" продолжает экспансию в региональные аэропорты, находящиеся в европейской части страны. В частности, получены сертификаты на ТЗК Курска. "В настоящее время завершается реконструкция аэропорта Курска, сейчас идет его ввод в эксплуатацию. Мы начинаем там работать с момента начала работы самого аэропорта", - подчеркнул В.Спиридонов. Кроме того, дополнил он, группа компаний намерена начать заправки в еще одном региональном аэропорте: "у нас с одной губернией достигнута договоренность, и сейчас регистрируется договор аренды ТЗК сроком на 25 лет". В.Спиридонов уточнил, что аэропорт расположен в европейской части России. Объем инвестиций составит примерно $5 млн за пять лет.
Кроме того, как ожидается, в 2012 году продолжится закупка топливозаправщиков. В III-IV кварталах будет приобретено до 10 новых машин. В то же время, флот танкеров в 2012 году расширяться не будет. Как сказал руководитель группы компаний, существующего танкера "Рощино" достаточно для того, чтобы обеспечивать текущие собственные потребности, а также участвовать в завозе нефтепродуктов на Чукотку в летний период. Однако в случае строительства собственных ТЗК в ряде аэропортов региона необходимость покупки еще одного танкера может стать актуальной. "Если мы будем развивать все свои мощности, тогда одного танкера нам будет не хватать", - полагает В.Спиридонов.
Международные проекты
В настоящее время клиентами группы являются около 160 компаний, из которых порядка 50 - иностранные перевозчики. Услуги по заправке оказываются как в России, так и за рубежом. В частности, клиентами являются авиакомпания British Airways, заправки которой осуществляются в Санкт-Петербурге, Alitalia, которая заправляется в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Киеве и Тбилиси. С 1 февраля будет реализован совместный с "Роснефтью" проект по заправке Lufthansa Cargo в Красноярске. Недавно началось сотрудничество с Air China.
Перспективы региональной экспансии рассматривает и совместное предприятие "Шелл и Аэрофьюэлз", совет директоров которого одобрил выход на региональную сеть. По словам В.Спиридонова, иностранные авиакомпании весьма динамично наращивают прямые полеты из российских регионов. Отчасти этому способствует концентрация отечественных авиакомпаний в Москве, полагает он. "Сейчас крупные авиакомпании остаются в Москве. В Самаре, Перми, Хабаровске своих компаний уже нет. В то же время, наши пассажиры все более активно летают за рубеж, и эти перевозки из регионов активно подбирают иностранные компании", - отмечает руководитель "Аэрофьюэлз Групп".
При этом он не стал конкретизировать, в каких аэропортах будет присутствовать СП. По его словам, сегодня ведутся переговоры в двух портах в европейской части страны, один из которых "очень крупный". Однако конкретные параметры будут зависеть от итогов переговоров. "Если будет конкретный аэропорт, который нам скажет, что допускает нас на перрон за такое-то роялти, мы оценим это для себя, и тогда будут посчитаны капитальные затраты и в ТЗК, и в топливозаправщики", - уточнил В.Спиридонов.
Еще одним потенциальным направлением развития бизнеса "Аэрофьюэлз групп" является выход на европейский рынок. В частности от авиакомпаний и европейских партнеров уже поступили предложения по строительству объектов в Италии и Испании. "Наши партнеры и авиакомпании предлагают создать либо совместное предприятие, либо наше предприятие, причем авиакомпании готовы подписать с нами долгосрочные контракты с фиксированными объемами", - подчеркнул В.Спиридонов. Однако, по его словам, планы по европейской экспансии сильно ограничиваются отсутствием собственного продукта. Много зависит от планов российских нефтяных компаний. "Роснефть" анонсирует серьезное увеличение производства, но пока мы его не видим. А выйти на европейский рынок без продукта никакого смысла нет", - полагает он.
Группа компаний "Аэрофьюэлз" в 2011 году увеличила объем заправок авиатоплива российским и зарубежным клиентам на 9% - до 650 тыс. тонн. Сеть ТЗК насчитывает 17 объектов на территории России. Услуги по авиатопливообеспечению группа оказывает в 26 аэропортах в России и более чем тысяче аэропортов за рубежом....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 16, 2025
Infobae: все находившиеся на борту разбившегося в Мексике бизнес-джета погибли
Декабрь 16, 2025
Гармония эстетики и эргономики: сотрудничество ГосНИИАС и РГХПУ им. С.Г. Строганова