О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В поисках беспилотников

Казахстан договаривается с Израилем о поставках беспилотников. Между тем параллельно в РК делаются попытки развивать собственное производство БПЛА

Казахстан договаривается с Израилем о поставках беспилотников. Между тем параллельно в РК делаются попытки развивать собственное производство БПЛА. Как две тенденции будут конкурировать друг с другом, выяснял "Къ".

На днях в Казахстан из Израиля вернулся вице-президент промышленного госхолдинга АО "НК "Казахстан инжиниринг" Вадим Шакшакбаев. Вместе с представителями Минобороны РК он договаривался о покупке израильских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с компаниями Israel Aerospace Industries (IAI) и Elbit Systems.

На момент сдачи номера ни из Минобороны, ни из "Казахстан инжиниринга" на запрос "Къ" об итогах визита в Израиль не ответили.

Нынешний визит - попытка возобновить сотрудничество с Израилем в военной сфере после скандалов 2009-2010 годов. Тогда КНБ обвинил военных в том, что при модернизации ракетно-артиллерийской техники, проходившей в 2007-2008 годах, были допущены многочисленные технические дефекты. По некоторым данным, возникли сбои и при испытании беспилотников Aeronautics. К тому же бюджету Казахстана был нанесен ущерб на $82 млн - из-за завышенной стоимости полученного военного оборудования.

В итоге вице-министр обороны РК Кажимурат Маерманов был признан виновным в совершении коррупционных преступлений, злоупотреблении властью, получении взятки и превышении служебных полномочий. Он и коммерческий агент Борис Шейнкман были приговорены к 11 годам лишения свободы.
После этого Казахстан решил производить беспилотники на своей территории. Однако большая часть проектов до сих пор находится, в лучшем случае, на бумаге.

Так, в ноябре 2010 года "Казахстан инжиниринг" подписал меморандум с французской компанией Sagem Defense Security. Согласно документу, выпуск беспилотных летательных систем запланирован на 2013 год. Заказчиками могут стать силовые структуры - Минобороны, МЧС, МВД, погранслужба КНБ, а также Комитет лесного хозяйства и крупные компании (подробнее о БПЛС см. справку). Между тем, по данным "Къ" на ноябрь прошлого года, в производственную стадию проект пока не вступил, поскольку стороны не проработали вопросы маркетинга.

Не пошел дальше предварительных договоренностей и совместный белорусско-казахстанский проект. Напомним, в сентябре прошлого года зампредседателя президиума Национальной академии наук Беларуси Сергей Рахманов заявил, что белорусские ученые готовы участвовать в тестировании беспилотных комплексов, а, позднее, когда будет создано СП, - использовать разработки физико-технического института НАН Беларуси для производства БПЛС на территории Казахстана. Предполагалось, что на первом этапе беспилотники будут поставляться в РК из Беларуси, а после проведения испытаний и подписания контракта начнется масштабное их производство в нашей стране.

На сегодняшний день дальше всех в производстве и продвижении БПЛА пошел совместный проект "Як Алакон" и корпорации "ИРКУТ". Правда, и они еще не продали ни одного беспилотника. "Рынок еще только формируется, клиенты пока не готовы использовать БПЛА, поэтому нам приходится показывать наши аппараты в действии", - пояснил "Къ" вице-президент "Як Алакон" Рустам Абдулин.

По словам г-на Абдулина, беспилотники "Як Алакона" участвовали в международных учениях МЧС в 2009 и 2010 годах, в мониторинге Азиады вместе с алматинским ДВД МЧС РК, а также мониторили синоптическую ситуацию летом прошлого года - после урагана, повалившего деревья в урочище Медео. "Кроме того, мы готовим проекты по мониторингу электросетей - с АО "KEGOK" и трубопроводов - с АО "Интергаз Центральная Азия". "Мы планируем в нынешнем году начать продажи. У нас уже есть потенциальные заказчики в хозяйственной сфере", - подтвердил Рустам Абдулин.

Конкуренции со стороны израильских компаний он не опасается: "Пусть договариваются. Мы работаем в разных сегментах: мы предлагаем БПЛА малого класса. А Казахстан интересуется израильскими беспилотниками среднего и тяжелого класса. Это - совсем другая техника, для других целей, и стоит она от $2 млн и выше. Но и в нашем классе мы предлагаем БПЛА в 1,5-2 раза дешевле, чем израильские компании. Они стоят от $200 тыс. Кроме того, обслуживаться они будут на территории Казахстана, что позволит минимизировать риски по утечке информации третьим сторонам", - пояснил г-н Абдулин.

Отметим, что ни российские, ни израильские БПЛА не избежали проблем. Так, после конфликта с Грузией военное руководство РФ признало, что российская разведка уступала грузинской, оснащенной израильскими беспилотниками-разведчиками. И даже задумалось о покупке израильских моделей для нужд вооруженных сил РФ.

В свою очередь, у израильских поставщиков возникли проблемы с Турцией: несмотря на то, что контракт на поставку был подписан в 2005 году, турецкие военные не смогли их получить и в 2011-м. А в двух уже поставленных БПЛА был обнаружен брак.

Беспилотники made in Kazakhstan

"Французская" БПЛС (СП "Казахстан инжиниринг" и Sagem Defense Security)Габариты: размер крыла - 4,2 м, длина - 3,5 м, высота - 0,5 м.Макс. взлетная масса - 330 кг.Высота полета - до 4,5 км, длительность - до 6 часов, персонал - 17 человек, пропускная способность передачи данных - 25Мбит/с.Задачи: мониторинг зон природных бедствий, поиск потерявшихся людей, защита окружающей среды, мониторинг границы, разведка, поддержка с воздуха, целеуказание, радиоэлектронное подавление. Взлетная полоса не требуется. Управление - с мобильного командного пункта.БПЛА "Сункар-2" ("Як Алакон")Габариты: размах крыла -2 м, длина - 0,7 м, высота -0,2 м.Макс. взлетная масса - 8,5 кг.Скорость - 80-100 км/ч, рабочая высота полета - 100-500 м.Макс. высота полета - 3 км, длительность - до 2 ч.Обслуживающий персонал - 1-2 чел.БПЛА "Сункар-200" ("Як Алакон")Размах крыла - 5,34 м, Длина - 4,53 м, Высота - 1,68 м.Макс. взлетная масса - 200 кг.Макс. высота полета над уровнем моря - 5 км. Продолжительность полета - 12 ч.Обслуживающий персонал - 1 чел....
Авторские права на данный материал принадлежат «Kursiv.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка