Euromag.ru
27 января 2012, 18:05
Пять маленьких или один большой
В год через лондонский авиаузел проходит почти 130 млн пассажиров. В 2030 году спрос вырастет до 270 млн пассажиров в год. Поэтому в Лондоне говорят о необходимости построить совершенно новый аэропорт, отвечающий потребностям города и страны
Пассажиры самолетов, заходящих на посадку в лондонский аэропорт Хитроу с востока: из Москвы или Пекина, Дели или Стамбула, в случае солнечной погоды имеют возможность почувствовать себя на экскурсии. Дело в том, что самолеты снижаются прямо над центром Лондона. И если сидеть по правому борту, то из иллюминаторов окзаываются видны стеклянные башни небоскребов Кэнэри-уорф и Сити, Тауэр и Тауэрский мост, собор Святого Павла, колесо обозрения London Eye, парламент с Биг-беном и Трафальгарская площадь с Национальной галереей, Букингемский дворец и окружающие его парки.
Чем дальше на запад, тем ниже летит самолет, и тем отчетливее видны дома, улицы, двухэтажные автобусы и люди. Для туристов - дополнительный атракцион, а для лондонцев - возможность увидеть знакомые закоулки своего города.
Правда, заходящие через самый центр города самолеты не радуют тех, кто живет прямо под воздушными трассами. В находящихся на западе Лондона районах Фулэме, Патни, Хаммерсмите или Ричмонде самолеты проносятся над головами жителей каждую минуту - с 6 утра и до 10 вечера. И ладно, когда это узкофюзеляжные двухмотороные "рабочие лошадки" большинства авиакомпаний, к ним местные жители довольно быстро привыкают. Но когда над, скажем, Ботаническим садом в Кью садится Airbus-380 с четырьмя двигателями, то шум перекрывает все удовольствие от посещение этого райского уголка.
Именно поэтому предложение построить третью взлетно-посадочную полосу в Хитроу, крупнейшем из лондонских аэропортов, не вызвало энтузиазма у жителей западного Лондона. На последних выборах в 2010 году они массово проголосовали за консерваторов, которые обещали отменить решение лейбористского правительства о расширении аэропорта.
Через открытый в 1946 году аэропорт в прошлом году прошли 65,8 млн пассажиров, что делает его крупнейшим в Европе. Но расти ему уже некуда - он действовал на 99,2% своей мощности. Всего две взлетно-посадочные полосы создают ограничения по количествам взлетов и посадок (в Париже или Франкфурте - по четыре полосы).
А плотная застройка вокруг аэропорта препятуствует его использованию в круглосуточном режиме. 31 июля 2011 года, который стал самым напряженным в истории Хитроу, через аэропорт прошли 233,5 тыс человек. Поэтому на время проведения лондонской Олимпиады летом 2012 года британские власти уже проводят меры, которые воспрепятствуют полному коллапсу аэропорта: число рейсов будет уменьшено, а на территории рядом будет развернут временнй терминал, который будет обслуживать прибывающих на игры спортсменов и болельщиков.
Казалось бы, Хитроу - не единственный аэропорт Лондона, поэтому проблем с развитием местного авиаузла быть не должно. Кроме расположенного к западу от города (и связанного с центром не только шоссе и скоростным железнодорожным экспрессом, но и линией метро) Хитроу, это еще четверка местных аэропортов.
В 45 км к югу от города находится аэропорт Гатвик, через который в год проходят почти 32 млн пассажиров, что делает его девятым крупнейшим в Европе.К северу от столицы работают аэропорты Станстед (18,6 млн пассажиров) и Лутон (8,8 млн пассажиров), популярные среди бюджетных авиакомпаний. А в пределах самого Лондона, на месте бывших доков в восточной части города, имеется аэропорт Сити, до которого от самого делового района Сити всего 11 км (а от Кэнэри-Уорф и того ближе). Из последнего летают небольшие самолеты, способные взлетать с его короткой, всего в 1,5 км, полосы, в ключевые города Европы. Через популярный среди финансистов аэропорт Сити в год летает 2,5 млн пассажиров.
Таким образом, в год через лондонский авиаузел сегодня проходит почти 130 млн пассажиров. По прогнозам британского министерства транспорта, в 2030-м году спрос вырастет более чем вдвое, до 270 млн пассажиров в год. Увы, возможности расширения существующих аэропортов этот спрос удовлетворить не смогут. Против строительства взлетно-посадочных полос выступают жители не только Лондона, но и Краули (город рядом с Гатвиком) и Станстеда.
Отсутствие роста аэропортов не только мешает британцам летать (а в островной стране авиаперелеты по определению оказываются более популярны, чем в континентальных странах Европы), но и вести бизнес. Согласно недавнему исследованию компании ВАА, оператора Хитроу и Станстеда, отсутствие прямых рейсов из Лондона в ключевые города быстрорастущих развивающихся стран — прежде всего, Китая, Индии или Бразилии, наносит Британии экономический ушерб в 1,8 млрд долларов.
Например, в полуторамиллиардный Китай из Лондона можно улететь прямыми рейсами только в Пекин, Шанхай и имеющий особый статус Гонконг. А в расположенный недалеко от последнего Гуанчжоу, который уже давно именуют "Манчестером 21 века" долететь из Лондона можно только с пересадкой. А пока из Хитроу туда не летают самолеты, из Амстердама в Гуанчжоу выполняется 311 рейсов в год, из Парижа - 290, а из Франкфурта - 211.
Поэтому в Лондоне все больше говорят о необходимости не пытаться что-то сделать с нынешними аэропортами, расположенными неудачно и без перспектив развития, а построить совершенно новый, отвечающий потребностям города и страны. Например, к востоку от города, подальше от застроенной территории.
Так, еще в 2009 году мэр города Борис Джонсон предложил построить аэропорт на искусственном острове в Северном море, у устья Темзы. Остров предлагали соединить ветками скоростных магистралей (шоссейной и железнодорожной) со столицей, а заметное удаление от города позволило бы новому аэропорту работать в круглосуточном режиме.
Но строительство насыпного острова, по примеру нового аэропорта Гонконга, может обойтись в десятки миллиардов, которые сейчас просто не найти - ни государству, ни частным инвесторам. Поэтому в последние месяцы были озвучены и два более дешевых варианта аэропорта к востоку от Лондона в устье Темзы. Один - на полустрове Ху, второй - на острове Грейн.
У этих проектов есть несомненные плюсы — они дадут Лондону воможность получить современный аэропорт, а не бесконечно пытаться модернизировать безнадежно устаревшую инфрастуктуру. Аэропорт в устье Темзы будет удален от города, поэтому сможет работать круглые сутки и будет иметь достаточно воможностей для развития в будущем, связав Лондон со всеми ключевыми городами мира. Что позволит британским авиакомпаниям нормально развивать свою маршрутную сеть и оптимизировать функционирование хаба, а не придумывать полумеры, как строительство железнодорожной магистрали между Хитроу и Гатвиком для транзитных пассажиров.
Но есть и очевидные минусы. Гигантские затраты (самый "дешевый" проект, на полустрове Ху обойдется всего в 21 млрд долларов) - это лишь полдела. Новый аэропорт придется связывать с городом новыми шоссе и железнодородными ветками, а на это потребуются и время и деньги.
Это перекроит логистическую структуру города, которая сегодня завязана на Хитроу, вокруг которого расположены многочисленные производства и склады. Кроме того, если главный аэропорт Лондона переедет с запада города на восток, то что станет с 76 000 рабочих мест, которые сегодня создаются в самом Хитроу и его окрестностях?
Главным соперником проектов новых аэропортов, впрочем, могут стать птицы - устье Темзы является одним из центров концентрации птиц на всем востоке Англии. Десятки видов останавливаются тут во время сезонных миграций, а некоторые зимуют в условиях мягкого морского климата. Миллионы птиц привыкли летать по своим маршрутам, которые, в случае строительства аэропорта, придется менять.
Авторы проектов новых аэропортов говорят о том, что места зимовок и гнездовий могут быть перенесены, что вполне воможно. Но птицам понадобятся годы, чтобы привыкнуть к новым местам и научиться избегать территорию вокруг аэропорта. А столкновения пернатых с современной авиационной техникой могут быть смертельно опасны - достаточно вспомнить случай с посадкой лайнера на Гудзоне в 2008 году.
Тогда самолет, вылетевший из нью-йорского аэропорта Дж. Ф. Кеннеди и столкнулся со стаей гусей, повредивших его оба двигателя, удалось приводнить без человеческих жерств лишь благодаря навыкам капитана и везению.
Окажутся ли авиакомпании готовы экспериментировать с аэропортом, построенном на месте колоний миллионов птиц, пока остается открытым вопросом. Именно поэтому первое предложение постройки аэропорта в устье Темзы, которое обсуждалось еще десять лет назад, тогда в итоге было отклонено. Чьи аргументы окажутся сильнее в этот раз, покажет лишь время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Euromag.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции