О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Андрей Реус: "Через пару лет мы доведем КВЗ до состояния, которому позавидуют все наши конкуренты"

Гендиректор "Вертолетов России" рассказал о ближайшем будущем вертолетной отрасли

На минувшей неделе делегация "Оборонпрома" во главе с генеральным директором Андреем Реусом посетила одного из своих главных под "подшефных" - Казанский вертолетный завод (холдинг "Вертолеты России" входит в структуру корпорации). Предприятие показывает фантастический рост - выручка прошлого года может составить 30 млрд. рублей. Причем схожая ситуация - по всем предприятиям отрасли, заверил топ-менеджер.

В Казань за гентигинбуцу

Механообрабатывающее производство ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) встретило делегацию ОПК "Оборонпром" новенькими японскими станками-комплексами, оттеснившими на периферию агрегаты из, видимо, еще советского прошлого - в цехах идет перевооружение, которое должно завершиться в этом году. Известно, что в 2011-м КВЗ вложил в свою модернизацию 1,5 млрд. рублей. "По сути, это уже мирового уровня завод, и еще осталась нам пара лет, чтобы довести его до состояния, которому позавидуют все наши конкуренты, - оптимистично заявил Андрей Реус. - И что очень важно: на КВЗ модернизация проходит с параллельным выполнением стратегических задач, которые ставятся перед "Вертолетами России" - внедрением современных форм организации производства и работы конструкторских подразделений. Модернизация ведется комплексно, то есть правильно", - обнадежил глава "Оборонпрома", рассматривая буксы, штуцеры, ниппели, втулки, бобышки и прочую продукцию механообработки.

Мыслям гендиректора соответствовали развешенные в цехах "агитплакаты", рассказывающие о философии производственной системы "Тойоты". "Чтобы разобраться в ситуации, надо все увидеть своими глазами (гентигенбуцу)", - гласит один из принципов. "Стань обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен)", - продолжает другой. Результаты такого "философствования": если в 2007 году выручка КВЗ составляла более 6 млрд. рублей, то сегодня - 30 млрд.; зарплата, по данным предприятия, - с 12 тыс. 680 рублей выросла до более чем 26 тыс. рублей (итоги 2011 года пока носят предварительный характер, а окончательно прояснятся в годовом отчете КВЗ - авт.).

В переводе на "железо" эти цифры продемонстрировали Реусу в сборочном цехе. "Сегодня КВЗ способен производить 120 условных вертолетов в год, - заверил генеральный директор КВЗ Вадим Лигай. - В 2012-м мы выходим на объем 1991 года в денежном выражении, но если тогда на заводе работало 11 тысяч человек, то сейчас - 7 тысяч". Гостям показали Ми-8МТВ-5 для российских ВВС и Ми-17В-5 для Индии. "Стеклянная кабина" последней машины впечатляет: после привычных приборов-"будильников" четыре работающих многофункциональных дисплея вместе с прочими "наворотами" создают фантастическую атмосферу. Больше всего хотелось взглянуть на вертолеты американского заказа для Афганистана, но, вопреки ожиданиям, ничего "такого" в них не оказалось. Зато интересную ремарку сделал Лигай. По его словам, принимающие эти вертолеты американские пилоты, отзываются о них очень высоко: говорят, что для сложных, - боевых и климатических, - условий нет ничего лучше - ни в США, ни в Европе.

Также Реусу показали почти достроенный третий прототип Ми-38 и сообщили, что в этом году будет заложен четвертый. Осмотрели и готовящийся к сдаче "Ансат-1М" - вариант "Ансата" с механической, а не с электродистанционной системой управления. Как уточнил Лигай, у вертолета также будут заменены (на композитные) некоторые комплектующие и поменяется профиль лопастей несущего винта.

"Рассчитываю на Ми-38 - готовимся к захвату рынка с его помощью, - подытожил для журналистов увиденное Реус. - Уверен, что "Ансат" залетает так, как мы планируем... Объемы производства "Вертолетов России" ежегодно будут расти. Рынки мы завоевываем и будем завоевывать дальше".

По окончании осмотра завода, "БИЗНЕС Online" попросила руководителя "Оборонпрома" расшифровать некоторые из этих тезисов.

Американский "сертификат признания" и возвращение в Китай

- Андрей Георгиевич, с какими результатами вертолетостроительные предприятия корпорации закончили 2011 год?

- По итогам года, вертолетостроители добились 40-процентного роста выручки - до 120 миллиардов рублей. Это очень серьезный темп. В холдинге нет убыточных предприятий.

- Что из сделанного выделите прежде всего?

- Перевооружение предприятий, в частности, КВЗ. Три года назад мы утвердили план его модернизации, и он реализуется очень системно. По цехам КВЗ видно - закупается не просто оборудование, но система работ в целом. Только так и можно повышать эффективность производства, что очень важно, - мы уже конкурируем достаточно жестко на мировом рынке. "Вертолеты России" - третьи в мире по объемам продаж в денежном выражении. Впереди нас Sikorsky Aircraft и Eurocopter, зато за нами - AgustaWestland (кстати, в этом году мы запускаем с ней совместное предприятие по сборке вертолетов АW-139), Bell и вертолетное подразделение Boeing. Не могу сказать, что по эффективности мы вровень с лидерами идем - отстаем еще, но движемся достаточно быстро. И пример того же КВЗ очень показателен.

Также прошлый год дал понимание необходимости создания центров компетенций. В 2012-м приступим к реализации этой идеи по целому ряду направлений. Это касается и механообработки, и композитных материалов. Будет лопастной центр, поскольку для вертолетчиков важна системная интеграция, в частности, по лопастям и трансмиссии. Мы делаем большой трансмиссионный проект по пермскому заводу "Редуктор-ПМ". Редукторная компетенция для вертолетной отрасли - ключ к решению ряда вопросов... В Арсеньеве на заводе "Прогресс" (также входит в состав холдинга "Вертолеты России") запущено новое литейное производство - абсолютно современные технологии. Внедрение данного проекта принципиально.

- Как оцените прошлогоднюю работу с иностранными заказчиками?

- Серьезная работа идет на рынке Индии - одном из приоритетных для вертолетного и двигателестроительного холдингов "Оборонпрома". Это и реализация уже подписанного по линии "Рособоронэкспорта" контракта на 80 вертолетов Ми-17В-5, и участие в тендере на легкие вертолеты с нашим Ка-226Т, и работа сервисного центра в этой стране... Некоторое время было замедление торговли с Китаем по вертолетной тематике. Сейчас произошел настоящий скачок, и эта тенденция будет нарастать... И очень важен американский контракт. По сути дела, это знак для бизнес-сообщества (мы-то и так понимали, что делаем высококлассный продукт), для европейских, мировых партнеров, своего рода сертификат признания того, что наша техника - очень высокого качества. Для решения определенных боевых и транспортных задач Ми-17В-5 - лучший в мире в своем классе.

- Министерство обороны недавно сообщило, что закажет холдингу какое-то совершенно нереальное, по сравнению с поставками прошлых лет, количество вертолетов...

- Работу с минобороны по заключению долгосрочных контрактов считаю важнейшим мероприятием. Мы шли к этому последние годы. Для промышленности нужны долгосрочные контракты - однолетние показали свою неэффективность. Начиная с 2011 года, наши отношения с минобороны по вертолетной тематике строятся именно на долгосрочной основе. В целом заказ для "Вертолетов России" по линии государства (Минобороны, МЧС, другие ведомства) в 2012 году вырастет в 1,5 раза, такая же тенденция - и по КВЗ, в частности.

Выход на IPO и предвыборная ситуация

- У заводов вроде КВЗ сотни смежников-комплектаторов. Как идет работа с ними?

- Это важнейшее направление, поскольку мы в большой мере от них зависим. Поэтому мы, по сути, поменяли правила работы с комплектаторами. В 2011 году провели договорную кампанию, с 90 процентами поставщиков заключили уже 3-5-летние контракты. Конечно, мы можем найти поставщиков и за рубежом, но наша цель - загрузить российские производства.

- Как развиваются международные связи холдинга?

- "Вертолеты России" - мировой игрок, торгует с 80 странами, и компания должна активно кооперировать в международном масштабе. Легче всего сотрудничество развивается с компаниями "второго" и "третьего" уровней, то есть с комплектаторами, поскольку с "первым" уровнем (то есть с непосредственными конкурентами) не всегда легко договориться - и у них, и у нас есть определенные ограничения, связанные с реализуемыми стратегиями.

Сейчас готовится к заключению целый ряд контрактов с известной итальянской компанией Avio. С французской группой Safran работаем по поставке двигателей для Ка-226Т и Ка-62.

- Будут ли меняться принципы обслуживания "Вертолетами России" своей техники?

- Логику работы по обслуживанию мы объявили два года назад А логика эта такова: надо продавать не технику как таковую, а ее жизненный цикл. Весь мир пришел к этому решению и мы делаем необходимые шаги, чтобы перейти на эту модель бизнеса.

- Выйдут ли все-таки "Вертолеты России" на IPO?

- Да, ситуация выглядит так, будто холдинг пошел на IPO и вдруг остановился. Но мы не собирались дешево продавать пакет. "Вертолеты России" - успешная компания, поэтому логика снижения цены только ради размещения акций для нас неприемлема. Одна из причин "остановки" в том, что инвесторы не поверили, что у нас портфель заказов будет такой, как сейчас. И мы действительно на конец 2011 года подписали твердых контрактов в целом по "Оборонпрому" на 22 миллиарда долларов. Огромная сумма! По сути, - три годовых объема выручки. Сейчас ждем правильного времени, правильного коридора, правильной конъюнктуры рынка.

Все смотрят и на политическую ситуацию - предвыборная кампания всегда добавляет риска. Надеюсь, что кандидат, который реально поддерживал на протяжении 12 лет машиностроение, будет избран президентом, и тогда мы спокойно начнем планировать дальнейшие действия. (Отметим, что Реус приехал в Казань еще и в роли представителя бюро центрального совета Союза машиностроителей России; и напомним: региональное отделение избирательного штаба Владимира Путина в РТ возглавил известный в республике машиностроитель - президент Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, председатель совета директоров того же КВЗ, а ранее - его гендиректор Александр Лаврентьев - авт.)

"Вертолеты России" создадут собственные беспилотники

- Теперь что касается модельного ряда. С линейкой Ми-17 все более-менее понятно. А чего нового мы можем ожидать в ближайшем будущем?

- Начинаем работу над скоростным вертолетом. В 2011 году в рамках федеральной целевой программы развития гражданской авиатехники на этот проект было выделено 400 миллионов рублей. Это очень серьезный проект, от которого будет зависеть наша конкурентоспособность через 10-15 лет.

Очень важный проект - глубокая модернизация Ми-8, то есть программа Ми-171А2. Это наше действие по удержанию имеющихся рынков и экспансии на новые. За два года мы эту работу должны сделать. Серийное производство готовим в Улан-Удэ, но при этом казанский завод все наработки, которые делаются по Ми-171А2, будет внедрять в свои контракты.

Очень сильно стала расти камовская тематика. Очень рассчитываем на Ка-226Т, за продвижение которого на индийском тендере активно боремся - остался один соперник, Eurocopter. В последние годы очень серьезно с Ка-226Т работали, считаю - великолепная машина, которая может завоевывать рынки.

Совсем недавно поставили на вооружение российской армии Ми-28Н и Ка-52. И они уже достаточно серьезно законтрактованы. Ведем работы по модернизации легкого вертолета Ми-34. Ми-38 - тоже наш приоритет, который также финансируется по федеральным целевым программам.

Вы знаете, что "Оборонпром" взялся за беспилотную тематику совместно с израильской компанией IAI. Считаю, что через 5-7 лет надо будет продавать комплексы: вертолеты, беспилотники и системы управления. Поэтому мы и взялись за сборку аппаратов с использованием технологий IAI, решаем вопросы локализации производства. И начинаем работать над беспилотным проектом, но - уже на собственной вертолетной базе.

- Вы говорите о том, что "Вертолеты России" - в тройке лидеров, а не опасаетесь того, что на рынке все громче заявляют о себе новые мощные игроки?

- Да, очень активно работают в этом направлении Индия и Китай, они уже свои первые машины сделали. Мы желаем им успехов, но надо быть реалистами: все-таки у нас - школа. Ведь для того, чтобы создать вертолето- или двигателестроение, нужны именно инженерные школы.

И раз заговорили о Китае, вы знаете, что эта страна собирается открыть небо, как в ряде других стран. Например, в Сан-Пауло лучше передвигаться на вертолете: поднимаешься в гостинице на крышу, садишься в вертолет - и улетаешь. Подобные тенденции наблюдаются и в Китае, где уже готовят разрешительные документы для таких полетов. То же самое - в Индии. И в России размышляют. Это неизбежный процесс, который говорит о том, что вертолетный рынок будет расти. И "Вертолеты России" должны занимать новые ниши....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка