О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты посчитали количество авиакатастроф в 2011 году

Прошедший 2011 год стал одним из самых безопасных в истории гражданской авиации, хотя общее количество катастроф увеличилось по сравнению с 2010-м

Прошедший 2011 год стал одним из самых безопасных в истории гражданской авиации, хотя общее количество катастроф увеличилось по сравнению с 2010-м. В прошлом году было зафиксировано 32 авиационных происшествия, повлекшие смерть одного и более человек. В общей сложности в этих катастрофах погибло 514 чел. Это достаточно позитивный показатель за последние 10 лет. Меньшее количество смертей было зафиксировано только в 2004 г., когда в авиакатастрофах погибло 466 чел.

Приведенные агентством Ascend цифры включают в себя статистику по всем регулярным и чартерным рейсам, выполненным в 2011 г. как пассажирскими, так и грузовыми перевозчиками. В число погибших включены не только пассажиры, но и члены экипажа разбившихся самолетов. Как объясняют аналитики, столь большая разница между количеством авиакатастроф и числом погибших объясняется тем, что в прошлом году авиакатастрофы происходили в основном с небольшими региональными самолетами. В среднем число погибших в одной катастрофе за 2011 г. составляет 16 чел.

Также сообщается, что в прошлом году произошло только девять авиакатастроф с участием реактивных самолетов, но при этом две из них приходятся на грузовые лайнеры и еще две на региональные самолеты. Таким образом, к категории больших реактивных лайнеров можно отнести только пять авиакатастроф. При этом данные авиапроишествия произошли с возрастными машинами, в числе которых две катастрофы с самолетами Boeing 727, одна с Boeing 737-200, одна с Ту-154 и одна с Як-42.

Самые тяжелые катастрофы произошли с самолетами Boeing 727: одна из них в январе 2011 г., когда лайнер 727-200, принадлежащий авиакомпании Iran Air, разбился при заходе на посадку неподалеку от города Орумиех (погибло 77 чел. из 105), а вторая произошла с лайнером 727-100 авиакомпании Hewa Bora рядом с городом Кисангани (Демократическая Республика Конго). В последней катастрофе погибло также 77 чел.

По мнению аналитиков агентства Ascend, 2011 год был позитивным с точки зрения безопасности, поскольку количество авиакатастроф и число погибших в них людей были одними из самых низких за последние годы. Также небольшим оказался и нанесенный ущерб по сравнению с 2010 г.

Что касается относительных показателей, то в 2011 г. в среднем на 1,52 млн выполненных рейсов приходилась одна авиакатастрофа, тогда как в 2010 г. одна авиакатастрофа происходила каждые 1,3 млн рейсов. С этой позиции прошлый год получился самым безопасным за всю историю. За последние пять лет (с 2007 по 2011 гг.) одна авиакатастрофа приходилась в среднем на 1,4 млн выполненных рейсов.

Также в прошлом году тема авиакатастроф очень редко упоминалась в мировых СМИ. Во многом, как считают в Ascend, это объясняется тем, что большинство инцидентов происходило с самолетами небольших авиакомпаний, которые не пользуются высокой популярностью за пределами своих стран.

По информации неправительственной организации Aviation Safety Network (ASN), последние три месяца 2011 г. стали самым длительным периодом в истории авиации, в течение которого не было зарегистрировано ни одного авиационного происшествия с человеческими жертвами. 1 января 2012 г. длительность этого периода составляла 80 дней и продолжала увеличиваться.

Агентством ASN за 2011 г. было зарегистрировано 28 авиационных происшествий с человеческими жертвами, в которых погибло в общей сложности 507 чел., включая пассажиров и членов экипажа (еще 14 чел. погибло на земле). Также аналитики ASN отмечают, что в 2011 г. впервые в истории произошли авиакатастрофы с участием самолетов Ан-148 и Xian MA60 в России и Индонезии соответственно. Еще одна авиакатастрофа самолета Saab 340 в Аргентине привела к гибели 22 чел. - это самая крупная катастрофа лайнеров данного типа в истории.

По данным ASN, 25% всех авиакатастроф в 2011 г. (то есть семь из 28) произошли с участием авиакомпаний, которые внесены в "черный список" Евросоюза. В 2010 г. количество таких происшествий было чуть больше 20% (шесть катастроф из 29). В прошлом году "черный список" Евросоюза пополнился еще девятью авиакомпаниями, правда, три перевозчика покинули его после внедрения у себя соответствующих стандартов безопасности.

Эксперты ASN отметили очень низкие показатели по безопасности полетов в России, где в прошлом году произошло шесть авиационных происшествий с человеческими жертвами. Отмечается улучшение показателей в странах Африки (приблизительно на 14%), однако, учитывая небольшое количество выполняемых рейсов в этом регионе, эксперты делают выводы, что безопасность полетов в африканских странах остается на достаточно низком уровне.

Свой анализ авиационных происшествий за 2011 г. провела и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Методы анализа IATA и результаты отличаются от анализа, представленного агентством Ascend, однако общая тенденция получается практически одинаковой. Согласно данным IATA в 2011 г. потери самолетов во время авиапроисшествий составили 0,34 ед. на 1 млн вылетов, тогда как в 2010 г. этот показатель был равен 0,67 ед. на 1 млн вылетов. По словам представителей IATA, по данному показателю, прошлый год стал самым безопасным за всю историю наблюдений. Необходимо отметить, что при расчете своих показателей IATA учитывает только катастрофы и происшествия, произошедшие с самолетами западного производства.

Статистика по регионам, представленная IATA, также говорит о повышении безопасности на авиатранспорте. В 2011 г. в Европе не было авиакатастроф с человеческими жертвами. В Южной Африке потери самолетов в 2011 г. составили 3,93 ед. на 1 млн вылетов по сравнению с 8,26 ед. в 2010 г. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна потери самолетов составили 1,43 ед. на 1 млн вылетов по сравнению с 2 ед. в 2010 г. По Ближнему Востоку и Северной Африке этот показатель был равен 0,76 ед. на 1 млн вылетов по сравнению с 0,8 ед. В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель равен 0,2 ед. против 0,9 ед. В странах Северо-Азиатского региона в прошлом году потерь самолетов не было, тогда как в 2010 г. они составляли 0,38 ед. на 1 млн вылетов. В странах Северной Америки сохранился прежний уровень - 0,11 ед. на 1 млн вылетов. Что касается стран СНГ, то здесь в 2011 г. потери самолетов составляли 1,39 ед. на 1 млн вылетов, тогда как в 2010 г. их не было, но не стоит забывать о том, что IATA не учитывает в своей статистике самолеты, построенные в СССР и странах Восточной Европы.

С учетом всех типов самолетов потери воздушных судов в 2011 г. в странах СНГ составляют 11,7 ед. на 1 млн вылетов, а в 2010 г. они составляли 7,15 ед. Данные показатели в очередной раз говорят о том, что проблема безопасности полетов для СНГ по-прежнему является одной из самых актуальных и требует принятия определенных мер.

Улучшение показателей в странах Африки в IATA объясняют тем, что многие африканские перевозчики стали внедрять у себя программу производственного аудита безопасности IOSA. Причем те авиакомпании, которые уже внедрили данную программу, смогли избежать авиакатастроф в 2011 г.

Низкие показатели по безопасности полетов в очередной раз были зафиксированы в Индонезии, причем преимущественно на внутренних маршрутах. Правительство этой страны работает над модернизацией авиатранспортной системы, пытаясь улучшить показатели безопасности, однако пока результаты этой работы не проявляются: в прошлом году в Индонезии было зарегистрировано четыре авиакатастрофы с человеческими жертвами. Необходимо отметить, что все авиакатастрофы произошли с турбовинтовыми самолетами, поэтому на показатели в отчете IATA они не повлияли.

Самым крупным самолетом, с которым произошла авиакатастрофа в прошедшем году, стал лайнер Boeing 747-400F авиакомпании Asiana Airlines. Расследование данной катастрофы продолжается, но эксперты сходятся во мнении, что причиной инцидента, вероятно, послужило возгорание в грузовом отсеке самолета, о котором сообщил экипаж самолета перед катастрофой.

Подобные инциденты с грузовыми самолетами побудили экспертов всерьез задуматься о безопасности перевозок литий-ионных батарей, способных к самовозгоранию. В настоящее время прорабатываются пути по предотвращению возникновения подобных инцидентов. Необходимо отметить, что по данным Международной федерации ассоциаций линейных пилотов (IFALPA) за период с 1990 по 2011 гг. произошло около 40 инцидентов на авиатранспорте, вызванных воспламенением литий-ионных аккумуляторов, что является достаточно серьезным сигналом. По словам экспертов, подобные аккумуляторы используются во многих портативных и мобильных устройствах, поэтому в будущем пассажиров могут обязать перевозить такие устройства исключительно в ручной клади, а не сдавать в багаж, поскольку в случае их воспламенения в салоне, пожар может быть обнаружен и потушен достаточно быстро.

В то же время основной проблемой безопасности полетов, которая достаточно сильно беспокоит ведущих экспертов, является выкат самолетов за пределы взлетно-посадочной полосы. Такие инциденты считаются самыми распространенными и не ограничиваются странами, где отмечаются низкие показатели по авиационной безопасности. В прошлом году IATA запустила вторую версию специальной программы Runway Excursion Risk Reduction (RERR), направленную на сокращение подобных инцидентов в будущем. В разработке данной программы принимали участие более 12 международных организаций, включая Международную организацию гражданской авиации (ICAO), Международный совет аэропортов (ACI) и Организация гражданского аэронавигационного обслуживания (CANSO).

Существует еще одна проблема, которая непосредственно связана с безопасностью полетов и вызывает особые опасения у экспертов IATA. Это продолжающееся увеличение объема перевозок на воздушном транспорте и связанный с этим рост парка воздушных судов во всем мире. Согласно последним прогнозам, объемы перевозок на авиатранспорте будут увеличиваться в среднем на 5% ежегодно. В последние годы авиакомпании разместили рекордные по объемам заказы на новые самолеты, поставки которых начнутся в ближайшем будущем, и очевидно, что для всех этих самолетов перевозчикам потребуются новые пилоты и наземный обслуживающий персонал.

Чтобы решить эту проблему IATA постоянно разрабатывает специальные программы подготовки пилотов и наземного персонала, которые позволят авиакомпаниям повысить квалификацию своих кадров и гарантировать высокую безопасность полетов. Одна из таких программ получила название IATA Training and Qualification Initiative (ITQI), старт которой был дан в 2007 г.

Одним из инновационных подходов, используемых в данной программе, является разработка специальных курсов подготовки линейных пилотов, которая позволяет новичкам получить необходимые навыки управления современными самолетами за более короткий срок по сравнению с предыдущими методиками. Во многом, такие результаты становятся возможными за счет широкого использования современных летных тренажеров.

Однако программа ITQI нацелена не только на подготовку новых пилотов, но и на повышение квалификации действующего летного состава авиакомпаний. В частности, она предполагает развитие у пилотов в процессе обучения необходимых для них навыков с учетом современных реалий. Большое внимание уделяется предотвращению ошибок и неправильных действий, которые были допущены во время авиационных происшествий в прошлом.

Специальная рабочая группа IATA работает над унификацией требований, предъявляемых к гражданским пилотам. Такая инициатива была разработана с той целью, чтобы лицензии, выдаваемые пилотам в одних странах, могли бы и действовать и в других. Подобные меры должны помочь решить проблему с нехваткой летных кадров, которая с каждым годом становится более актуальной. Сообщается также, что для решения этой проблемы IATA работает в тесном сотрудничестве с ICAO.

Обзор подготовлен по материалам AIN Omline, Airlines International и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка