Независимое военное обозрение
18 февраля 2002, 13:25
Компания нового поколения
Сергей Леонидович Батехин родился 22 сентября 1965 г. Окончил Военный краснознаменный институт Министерства обороны СССР (ныне Военный университет МО РФ) и Академию народного хозяйства при правительстве РФ имени Г.В. Плеханова. Имеет опыт работы в международных организациях, государственных и бизнес-структурах. Более 5 лет трудится в ОАО "Оборонительные системы": последовательно занимал должности финансового директора, директора, генерального директора - председателя правления. С 2000 г. - исполнительный секретарь Межгосударственной финансово-промышленной группы "Оборонительные системы". Награжден орденом Дружбы и другими государственными наградами.
Приоритеты
Российская финансово-промышленная группа (ФПГ) "Оборонительные системы" создана в 1997 г. В ее состав входят более двух десятков предприятий, в том числе МКБ "Факел", "Московский радиотехнический завод" (МРТЗ), Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики, КБ "Кунцево". Управляющей компанией финансово-промышленной группы стало одноименное акционерное общество.
Общий объем экспорта, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд. долл.
"Оборонительные системы" участвуют в производстве зенитно-ракетных комплексов С-300П, модернизации ЗРК С-125 "Печора", разработке и производстве пограничной системы "Полоса", нового ЗРК малой дальности на базе оптико-электронной станции "Феникс", малогабаритного навигационно-связного комплекса "Тропа", продукции двойного и гражданского назначения.
-Сергей Леонидович, почему успешно работающей компании понадобилось вдруг объединяться с Белоруссией и поднимать вопросы простой производственной кооперации на высокий политический уровень для создания добровольного объединения, которым является Межгосударственная финансово-промышленная группа. Не слишком ли сложно, нельзя ли было остаться в рамках простой кооперации, хоть и международной?
- Простых вопросов в современном производстве высокотехнологичных систем, которыми мы занимаемся, на мой взгляд, не существует. Это во-первых.
А во-вторых, есть кроме воли предприятий, даже целых групп предприятий и их руководителей, еще и такие факторы, как экономическая целесообразность и промышленная политика правительства, которые непосредственным образом влияют на процессы в промышленности.
Одной из основных причин, по которой была создана МФПГ, - это то, что подобного рода деятельность выпадает из существующего на сегодняшний день правового поля. Это прекрасно понимали правительства и президенты двух стран, которые принимали решение о нашем создании, и, естественно, предприятия-участники.
- А после подписания Межправительственного соглашения вы сразу оказались в правовом поле?
- В определенной степени. Во всяком случае, в гораздо лучшем положении, чем до его подписания. Межправительственное соглашение устанавливает "правила игры" для участников конкретной группы предприятий, работающих в конкретной отрасли.
- Тогда скажите, насколько оправданно объединение именно в виде финансово-промышленной группы, пусть и межгосударственной, ведь это достаточно "мягкая" форма объединения?
- Исходя из нашего опыта работы в оборонке для каждого периода развития или трансформации военно-промышленного комплекса характерны различные формы организации бизнеса, и определяются они задачами, которые ставятся перед компанией. Необходимо признать, что сейчас логика развития рынка вооружений и развитие ВПК требуют следующего шага. ФПГ - это добровольное объединение предприятий. Любой директор предприятия, которое является членом ФПГ, конечно, берет на себя определенные обязательства. Но берет их добровольно. Пока предприятия были загружены и имели какой-то запас прочности, это было оправданно. Многие заводы искали и нашли новые направления бизнеса, кроме участия в производстве зенитно-ракетных систем. Но далеко не все. Главным образом потому, что большинство предприятий изначально создавалось для разработки или выпуска только одного вида продукции, другими словами, были "монокультурны". Поэтому в российских реалиях сегодня речь идет об изменении структуры производства, выстраивании четкой вертикали управления предприятиями. Эту роль кто-то должен взять на себя. Заниматься реструктуризацией предприятий и производства, не имея реальных рычагов управления, просто невозможно.
А в межгосударственном сотрудничестве эта фаза жесткой интеграции еще не наступила. Это легко объясняется тем, что развитие ВПК в России и в Белоруссии находятся в разных стадиях, с одной стороны, и в разных юридических условиях - с другой. Именно поэтому была избрана такая "мягкая" форма интеграции.
- То есть вы хотите сказать, что у "Оборонительных систем" как бы две политики - внутренняя и внешняя?
- Необходимо отличать два понятия, "две большие разницы", как говорят в Одессе: Межгосударственную финансово-промышленную группу "Оборонительные системы" и российское Открытое акционерное общество "Оборонительные системы". Это две хоть и взаимодействующие, но все-таки разные структуры. Поэтому то, что вы называете "внешней" политикой, - из сферы деятельности МФПГ, а "внутренней" - российского акционерного общества, которое является управляющей компанией межгосударственной группы.
- Что дальше, как будет развиваться ваша внешняя часть, то есть МФПГ "Оборонительные системы"? Контракт по "Печоре" понятен, как и в целом это направление, что еще?
- Есть две стороны этого вопроса, равно как и два направления дальнейшего развития. Развитие направлений деятельности группы в рамках целевых программ Союзного государства. Вы знаете, что у нас с Белоруссией единая система противовоздушной обороны, одинаковое вооружение. В этих рамках МФПГ имеет большой потенциал для развития. Техника, находящаяся на вооружении, требует ремонта и обслуживания, поддержания ее в необходимой кондиции и так далее.
С другой стороны, Межправительственным соглашением о нашем создании предусмотрено, что Межгосударственная финансово-промышленная группа "Оборонительные системы" является "открытой" для вступления других членов, как предприятий государств-участников, так и других, в первую очередь для стран СНГ или, например, Евразийского союза. Это еще одно направление "внешней" политики группы. А с появлением новых членов появятся и новые программы, новые задачи. Мы открыты для сотрудничества и предложений.
- C внешней политикой понятно, а что на "внутреннем" фронте? Очень много было сообщений о дальнейшей реструктуризации предприятий ВПК по вашей тематике, а именно ПВО, о создании "Концерна ПВО", где ОАО "Оборонительные системы" играют роль чуть ли не главного "серого кардинала", который всех подчинит в рамках создающейся новой структуры.
- Нашу позицию по созданию "Концерна ПВО" мы высказывали неоднократно. Простыми словами и очень коротко могу озвучить ее еще раз. Подавляющее количество предприятий в российском оборонно-промышленном комплексе принадлежит государству в той или иной форме. Либо это ГУПы (государственные унитарные предприятия. - Прим. "НВО"), либо акционерные общества с контрольными или значительными пакетами акций в государственной собственности. И наша позиция как компании, которая всегда, с самого момента своего рождения, работала в рыночных условия и по рыночным законам, никогда не менялась: собственник волен делать со своей собственностью все, что ему заблагорассудится. В данном случае государство как собственник предприятий имеет право на такой порядок управления своей собственностью, который оно считает нужным и оптимальным. И мы не вправе навязывать государству ту или другую модель поведения. Определенное количество акций "Оборонительных систем" есть в собственности у государства, и как бы оно не распорядилось ими - это право собственника. Например, и в принадлежащих нам МРТЗ и КБ "Кунцево" есть государственные пакеты акций, и если государство передаст их во вновь создаваемый "Концерн ПВО" - это его право, и мы будем работать и сотрудничать, учитывая этот факт.
- То есть у российского акционерного общества "Оборонительные системы", которое выполняет "внешние" функции, так как руководит деятельностью МФПГ, есть еще и своя программа развития, которая не связана с развитием межгосударственной группы?
- Да. Но, конечно, она учитывает работу и в рамках группы тоже. Однако отличается. ОАО в настоящее время - сложившийся научно-производственный холдинг. То, что раньше называлось НПО, но только в новых экономических условиях. В настоящее время мы создали жестко интегрированную вертикальную структуру: "управляющая компания - разработчик - производитель". При этом управляющая компания непосредственно выполняет часть функций и разработчика, и производителя, даже имеет собственные производственные мощности. Это новый подход к формированию холдинговых структур, но мы считаем его оправданным в данных экономических условиях.
Такая организация бизнеса позволяет нам быстро реагировать на меняющиеся условия рынка, четко диверсифицировать направления деятельности, быстро концентрировать финансовые средства на том или ином участке работы.
- Новый подход подразумевает создание компании нового поколения, новой, как вы выразились, "фазы" развития бизнеса?
- А мы и есть компания нового поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции