Коммерсантъ
18 февраля 2002, 16:02
ВВС выберет учебный самолет
Вчера в Москве приступила к работе комиссия по определению победителя в конкурсе на лучший проект учебного реактивного самолета для российских ВВС. В конце марта комиссия должна выбрать победителя среди двух претендентов: МиГ-АТ и Як-130.
Еще в конце 80-х годов Минобороны объявило конкурс среди авиационных ОКБ на создание реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС), который должен был заменить состоявшие на вооружении российских ВВС устаревшие чехословацкие L-29 Delphin и L-39 Albatros. В конкурсе приняло участие четыре фирмы. С проектом самолета М-200 выступило КБ им. Мясищева, С-54 - ОКБ им. Сухого, МиГ-АТ - ОКБ им. Микояна и Як-130 - ОКБ им. Яковлева. В мае 1992 года в финал вышли два последних проекта. М-200 и С-54 выбыли из борьбы, поскольку были одномоторными, а по условиям конкурса учебный самолет должен для надежности оснащаться двумя двигателями.
С тех пор интерес к проектами со стороны государства уменьшился, что привело к их интернационализации. Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ", первоначально рассчитывавшая лишь на финансовую поддержку южнокорейской компании Daewoo, в октябре 1992 года заключила соглашение о сотрудничестве в разработке МиГ-АТ с Францией. Французы предложили оснастить машину двигателями Larzac 04-R20 фирмы SNECMA (вместо незапущенных в серию российских РД-1700) и авионикой компании Thales. "Яковлевцы" же взяли в партнеры итальянскую самолетостроительную компанию AeroMacchi и словацкую Powacke Strojarne, производящую авиадвигатели DV-2S. Общая стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по каждому из этих самолетов оценивается сейчас в $200 млн.
Поскольку в проектах приняли участие иностранцы, ВВС выдвинули разработчикам требование оснастить самолеты отечественным оборудованием (при этом экспортные варианты машин могли оснащаться импортным оборудованием). Кроме того, ВВС внесли еще одно существенное изменение в проект: помимо выполнения учебно-тренировочных задач машины должны были выполнять и функции легкого учебно-боевого самолета (УБС). В марте 1996 года первый полет совершил МиГ-АТ, а через месяц - Як-130.
В настоящий момент потребность российских ВВС в УТС и легком УБС составляет около 200 машин. Кроме того, до 100 самолетов может быть поставлено странам СНГ. Общие потребности мирового рынка в самолетах этого типа оцениваются разработчиками более чем в 1 тыс. единиц. Стоимость одной машины может составить $12-15 млн.
11 февраля главком ВВС Владимир Михайлов издал приказ, которым сформировал конкурсную комиссию во главе с начальником направления военного образования главного штаба ВВС генерал-майором Анатолием Максимовым. Ей и предстоит определить победителя в конкурсе, продолжающемся уже почти десять лет. До 18 февраля комиссия будет работать в ОКБ им. Яковлева, а затем переедет в РСК "МиГ". После завершения работы на предприятиях комиссия приступит к подготовке заключения по проектам самолетов МиГ-АТ и Як-130, которое должно быть утверждено главкомом ВВС в конце марта.
Начальник пресс-службы ВВС Александр Дробышевский в разговоре с "Ъ" ограничился заявлением, что "в конкурсе победит лучший, а точнее - сильнейший". Можно предположить, что больше шансов на победу имеет РСК "МиГ", которая, в отличие от ОКБ им. Яковлева, за счет экспортных заказов не только сумела остаться на плаву, но и вкладывает средства в новые разработки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
