О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Посадочная полоса

Брянск следит за невиданным коррупционным скандалом: полковник Андрей Усок продал заезжим коммерсантам четверть... взлетной полосы вверенного ему аэродрома "Климово"

Брянск следит за невиданным коррупционным скандалом: полковник Андрей Усок продал заезжим коммерсантам четверть... взлетной полосы вверенного ему аэродрома "Климово"

По версии следствия, частная фирма "Элиссан" заплатила местному военачальнику миллион рублей. Военная прокуратура расценила это как взятку - за возможность разобрать аэродром по плитам для дальнейшей перепродажи. Реальная цена бэушной аэродромной плиты в среднем 12 тысяч рублей. Вывезено их было четыре тысячи. Разделив миллион, полученный полковником, на четыре тысячи вывезенных плит, нетрудно понять: Усок отдавал уникальный товар практически за бесценок - по 250 рублей за штуку. Так что навар у счастливого нового обладателя старых плит мог оказаться сказочным - такой товар идет нарасхват у строителей и дорожников. Специалисты утверждают: аэродромная плита вечная, ей сносу нет.

Преподаватели местного профтехучилища N 38 - учащиеся по договору с командиром воинской части проходили на климовской взлетке водительскую практику - делятся впечатлениями от аэродрома-автодрома:

- Там исключительное сцепление, идеально гладкая поверхность - ставим на капот стакан воды, едем - вода еле плещется, ни капли на машине!

Самому аэродрому "Климово" в нынешнем году 70 лет. Бывший лагерный аэродром 105-го учебного авиаполка Черниговского ВВАУЛ действовал с 1942 по 1991 год. В конце 80-х на нем базировались Л-39. Еще раньше курсанты летали здесь на МиГ-21. Сейчас по статусу - это закрытый военный объект. Не в том смысле, что секретный. Закрытый - значит заброшенный.

Глава администрации Климовского района Сергей Кубарев пытался выяснить, стоит ли аэродром у военных на балансе. И причин такого интереса не скрывает:

- Как мы хотели эти плиты себе! Замостили бы весь райцентр. Хватило бы и на школьные маршруты, и на подъезды к хозобъектам района. Но нам сказали: объект не наш, военный. Усок тряс перед нами бумажками: какие-то разрешения от Министерства обороны. Мы в военной документации не очень понимаем...

Аэродром же на поверку оказался между небом и землей. Войсковая часть - сама по себе, а две взлетные полосы, каждая по 2700 метров,- по бумагам затерялись после того, как Черниговское летное училище стало заграничным. Кому аэродром принадлежит - вопрос открытый. Но в любом случае это "вещь казенная". Просто взять и присвоить его нельзя, незаконно.

- Новое командование обязано было в любом случае хранить и сохранить государственное имущество,- объясняет помощник прокурора Западного военного округа Андрей Гаврилюк.

Бывший охранник аэродрома Сергей сетует:

- Когда черниговские летчики отсюда улетели, здесь базировались пожарные самолеты, иногда прилетали санитарные. Пусть хоть так, редко, но взлетка использовалась. Знаете, раньше детские сады на Брянщине закрывали за ненадобностью, а потом надобность возникла такая! Ребенок не родился, а уже на очереди! Так и тут. Может, для гражданской авиации пригодился бы аэропорт. А так - просто брошенный. Бесхозяйственность это самого высокого уровня!

Между тем "уровни" пониже по отношению к заброшенному военному объекту проявляли самую что ни на есть рачительную хозяйственность.

Есть в брянских селениях понятие "припутить". Этот как раз про "стихийное освоение" как бы ничейных матценностей, которое и началось на климовской взлетке. Нешумно, но регулярно начали выковыривать плиту-другую для нужд личного подворья и гаражного строительства окрестные жители. Дело, правда, было не самое простое - шутка ли, шесть тонн увезти? Находили, однако, и кран, и транспорт - увозили. С 2000 года и по недавнюю пору. За мелочностью происшествий никто на это внимания не обращал. Взлетка, состоявшая из 20 тысяч плит, особо от такой индивидуальной деятельности вида не теряла. Да и где хозяин?

В конце августа прошлого года, однако, аэродром стали разбирать уже промышленными темпами. МАЗы, краны, тралы днем и ночью рвали плиты из земли, цепляли, грузили, челноками ходили от аэродрома и обратно. Люди, разбиравшие еще недавно стратегический объект, уверяли: плиты вывозят для нужд Министерства обороны. Полоса таяла на глазах. Но и при обилии современной российской и белорусской техники на вывоз четырех тысяч плит предприимчивым коммерсантам понадобилось полгода...

Занятно, но в эти же самые полгода ряд предприятий области - промышленный завод, свиноводческие комплексы - стали благоустраиваться с помощью аэродромных плит неизвестного происхождения. И как хозяйственники руководители этих предприятий молодцы - нет ничего прочнее, ровнее, морозоустойчивее и экономически выгоднее аэродромных плит.

Занятно и другое: в то же самое время пошла на взлет и жизнь полковника Усока. Соседи его из поселка Климова и завидовали, и восхищались: и квартиру купил, и дом здоровенный отгрохал. Делец!

Но при этом областные чиновники, тоже заинтересованные сэкономить на финансировании климовского дорожного строительства, все-таки сообщили в правоохранительные органы: взлетка "улетает". Проверка военной прокуратуры показала: так оно и есть. В начале февраля бурная деятельность на аэродроме "Климово" замерла. А чуть позже на сайте Главной военной прокуратуры появилась новость о том, что глава филиала 1155-го центра Минобороны России обеспечения имуществом связи, вычислительной техникой и продукцией производственного назначения Андрей Усок нарушил аж две статьи Уголовного кодекса. "По материалам прокурорской проверки,- сообщал сайт,- за растрату (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и получение взятки (ч. 5 ст. 290 УК РФ) в отношении Усока возбуждено уголовное дело".

Старшие следователи главного военного следственного управления Следственного комитета РФ Евгения Мальцева и Сергей Жуков сделали официальное заявление:

- В ходе предварительного следствия Усок полностью признал свою вину и раскаялся. Одновременно с этим он возместил государству часть причиненного им ущерба в размере 176 тысяч рублей.

Расследование дела продолжается и обещает быть громким, возможно, добавятся фигуранты чином повыше. Сам полковник Усок от работы отстранен. Что ему предстоит - остается только догадываться. Хотя местных жителей больше волнуют экономические расчеты: вменят ли Усоку выплачивать 30-кратную сумму взятки, как полагается по закону, то есть 30 млн? Или возместить ущерб, причиненный государству в размере 48 млн? И никто не верит, что Андрей Усок провернул эту аферу один, сам по себе......
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка