Naviny.by
5 марта 2012, 16:56
Бомбардировщики Су-24 белорусская армия заменит истребителями Су-30
Замена парка бомбардировщиков Су-24 на многоцелевые истребители Су-30 позволит изыскать в белорусском бюджете дополнительные средства для финансирования вооруженных сил
Фронтовые бомбардировщики Су-24 выведены из состава вооруженных сил Беларуси. Об этом сообщил на пресс-конференции 21 февраля министр обороны генерал-лейтенант Юрий Жадобин.
Из его слов можно было понять, что главной причиной стало значительное исчерпание летного ресурса этих машин — как по планеру, так и по двигателю.
Первый полет Су-24 совершил в 1970 году, на вооружение официально принят в 1975 году. Белорусский военный округ получил Су-24 раньше других в Советской армии, и, естественно, степень износа самолетов первых серий ныне весьма значительна. Соответственно, затраты на поддержание их летной готовности неоправданно велики. Дешевле вообще отказаться от эксплуатации еще остающихся в строю машин.
По данным зарубежных источников, на конец 2011 года на вооружении войск ПВО и ВВС Беларуси находилось 35 самолетов этой марки из 42 доставшихся при распаде СССР.
О том, что с белорусскими Су-24 не все благополучно, в СМИ заговорили сразу после воздушного парада 9 мая 2010 года в Минске. По словам очевидцев, во время пролета звена бомбардировщиков Су-24 третья и четвертая слева по ходу движения машины шли с креном, периодически нарушая интервал и высоту (что создало реальную опасность столкновения).
Независимыми экспертами тогда было высказано предположение о возможном сбое в системе управления механизацией поворота крыла самолета. По некоторым данным, именно эта неисправность в двух случаях из трех стала причиной катастроф фронтовых бомбардировщиков Су-24 в 2009 году в России.
Отметим, что за Су-24 практически с самого начала эксплуатации в советских ВВС закрепилась репутация достаточно сложной в пилотировании машины с высоким уровнем аварийности: число летных происшествий с ее участием исчисляется десятками.
Только в ВВС России с 2000 года по настоящее время разбилось 16 самолетов Су-24/24М, в том числе три машины — за последние четыре месяца. Возможно, изначально присущие этой машине конструктивные недостатки усугубились по мере физического износа узлов и агрегатов, что и стало причиной нарастания числа летных происшествий.
И тем не менее, даже после этих ЧП в России не стали снимать все Су-24 с вооружения. 28 февраля нынешнего года командование ВВС приняло решение частично возобновить их полеты, запрет на которые был введен 13 февраля года после крушения самолета этого типа в Курганской области. Российские Су-24 будут списаны по мере замены их новейшими Су-34 только к 2020 году.
А вот в Беларуси почему-то очень спешат, несмотря на гораздо более благоприятную статистику эксплуатации Су-24. Возможно, решающую роль здесь играет фактор экономии финансовых ресурсов. Ведь о нехватке средств для содержания армии в связи с экономическим кризисом неоднократно говорилось на самом высоком уровне. Причем в последний раз совсем недавно.
Напомню: 6 февраля на встрече с госсекретарем Совета безопасности Беларуси Леонидом Мальцевым и министром обороны Юрием Жадобиным президент Александр Лукашенко заявил, что направил своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву письмо "о необходимости изыскания дополнительных средств для белорусских военнослужащих".
Пока официальной информации о реакции высших должностных лиц России на эту просьбу нет, а нужда в деньгах, надо думать, только растет. И очень возможно, что изыскать их было решено внутри самого военного бюджета, за счет сокращения ряда статей расходов. Ну, например, на эксплуатацию Су-24.
К тому же эти самолеты можно немного подремонтировать и продать по дешевке еще более бедным (и поэтому не очень привередливым) друзьям. Хоть какие, но деньги. На эту мысль наталкивает заявление Юрия Жадобина о том, что "у нас есть соответствующие государственные структуры, которые будут решать, что с ними (самолетами) делать".
Правда, такое объяснение причин срочного списания Су-24 не выглядит исчерпывающим. Без этих машин резко снижаются возможности белорусской авиации в плане поражения наземных целей. Как-никак, такой самолет несет до семи тонн боевой нагрузки. Недаром в НАТО Су-24 прозвали "грузовиком с бомбами". Вряд ли Россия будет спокойно смотреть на столь значительное ослабление мощи передового рубежа своей обороны, каковым в Москве считают белорусскую армию.
Если... если только Су-24 уже не подыскали замену. В пользу такой версии говорит недавнее заявление начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси генерал-майора Петра Тихоновского. 7 декабря прошлого года тот заявил, что имеются "достаточно серьезные" перспективы технического переоснащения белорусской военной авиации.
Осмелимся предположить, что речь шла о проекте передачи ВВС и ПВО Беларуси так называемых индийских истребителей Су-30.
Напомню: 16 сентября 2011 года московская газета "Коммерсант" сообщила, что Беларусь вскоре получит 18 самолетов Су-30К. Последние были переданы Россией Индии в качестве учебно-боевых в 1997-1999 годах, на первой этапе сделки по поставке Дели истребителей Су-30МКИ. В прошлом году эти машины, как писала пресса со ссылкой на источники в российской авиационной промышленности, были воздухом доставлены в Беларусь и проходили предпродажную подготовку в ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах.
Чуть позже появилась информация, что Беларусь может стать и покупательницей этих самолетов. Также сообщалось, что прибывшие из Индии Су-30К подвергнутся в Барановичах не только ремонту, но и модернизации до варианта Су-30КН, имеющего более высокие боевые свойства (в том числе и возможность поражения наземных целей).
В принципе, ничего неожиданного в самом факте возможных поставок Минску этих истребителей нет. Ранее высокопоставленные белорусские военные и представители ВПК неоднократно заявляли о необходимости приобретения ударных боевых самолетов типа Су-30.
Но, насколько можно понять, дело упиралось в дороговизну этих вооружений (за один Су-30 надо выложить минимум 35-45 млн. долларов) по меркам белорусского бюджета. И хотя остаточная стоимость каждого Су-30К из Индии существенно меньше (около 15 млн. долларов с учетом ремонта и модернизации до уровня Су-30КН), все равно это влетело бы в копеечку.
Так что если оснащение белорусских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30КН будет все-таки произведено, то, скорее всего, на некоммерческой основе (безвозмездно, по взаимозачету или по остаточной стоимости). Вероятность такого варианта развития событий выглядит достаточно высокой в свете обострения отношения между Россией и НАТО по поводу выноса в Европу передовых позиций американской ПРО.
По некоторым предположениям, белорусская программа модернизации Су-30К до версии Су-30КН может включать мероприятия по интеграции в комплекс бортового вооружения этого боевого самолета не только широкого спектра управляемых бомб, но и ракет российского тактического комплекса Club-А (в частности 3М-14АЭ) с дальностью стрельбы до 300 км....
Авторские права на данный материал принадлежат «Naviny.by». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Якутия" пригласила подростка, увлеченного авиацией, в кабину Boeing
Декабрь 23, 2025
Белгородский аэропорт проиграл суд и заплатит 4 млн за царапину на самолете