Независимая газета
15 марта 2012, 12:23
Вертолетопад
Основная причина большинства аварий и катастроф - человеческий фактор
Такое же уголовное дело возбуждалось и по поводу катастрофы многофункционального истребителя Су-30МК, что разбился недавно в Хабаровском крае. А перед этим из-за крушения фронтового бомбардировщика Су-24М, что случилось в приграничном районе Курганской и Челябинской областей. По катастрофе Ан-12, что упал в Магаданской области и унес жизни 11 человек… Скорбный перечень подобных происшествий с человеческими жертвами и, если повезло, без них можно продолжать.
Причины этих трагедий каждый раз выясняются разные, как и в случае с "Аллигатором", - от отказа техники до ошибок в пилотировании, но если их внимательно проанализировать, то обнаружится, что в основе большинства аварий и катастроф, которые происходят в авиации, да и не только там, но и в других отраслях нашей жизни, лежит человеческий фактор. Ошибки, нерадивость, халатность или чудовищный непрофессионализм людей, владеющих техникой или работающих на высокотехнологическом производстве, связанном с созданием боевых и других опасных в эксплуатации машин, и обязанных делать свою работу не просто на совесть, а с высоким, безукоризненным качеством. Ибо от результатов, дисциплины и культуры их труда зависит жизнь десятков и сотен людей.
Но, к сожалению, эта простая и, казалось бы, банальная истина не стала нормой и правилом нашего производства. Приведем только один, но очень впечатляющий факт. В минувшем, 2011 году военное ведомство выставило оборонной промышленности 7119 рекламаций на некачественную продукцию, которая поступила с заводов в войска. Это больше, чем в 2010 году, тогда их было 6889, и на 20% выше, чем в 2009-м. А эта некачественная продукция (те же падающие самолеты и вертолеты, тонущие у пирса корабли, взрывающиеся в руках у солдат гранаты, заклинившие в бою автоматы и пулеметы), и горе, которое приходит в семьи наших солдат и офицеров, - из-за производственного брака и, назовем явление своими словами, обыкновенной халтуры.
Говорят, причина всего этого - резкое сокращение военной приемки, офицеры которой буквально стояли за спиной каждого инженера и техника, слесаря и сборщика, проверяя качество и точность его работы. Мол, нарушили сложившийся годами четкий технологический процесс, отсюда и все проблемы. Но почему-то никто не спрашивает себя, а почему военной приемки нет в США, нет ее и в Японии, Южной Корее и других высокоразвитых экономически и технологически цивилизованных странах. Но телевизор, собранный той же фирмой "Сони" или любой другой, работает у вас годами без малейших поломок. Так и автомобиль, собранный где-то в Германии или во Франции. Да, бывают и там недочеты, но тогда фирма отзывает тысячи своих изделий, чтобы вернуть их потом потребителю с извинениями. А если, не дай бог, с этой продукцией случится какое-то происшествие, связанное с увечьем или гибелью человека, она выплатит многомиллионный штраф, компенсирует все убытки и, если не разорится, то сделает все возможное и невозможное, чтобы это не повторилось. Чтобы собственный контроль на собственном производстве оградил ее от всех ненужных проблем.
В нашей стране и оборонной промышленности такой сугубо рыночный и ответственный подход почему-то не приживается. Мы ищем причины наших аварий и катастроф где угодно, но только не в собственной организации, качестве, дисциплине и культуре труда. А без этого вертолетопад и самолетопад не остановить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот и Шереметьево запустили 10 новых киосков саморегистрации на внутренних рейсах
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 11, 2025
Topsoe и CNF запустят производство e-SAF в Великобритании по технологии SOEC