Взлёт
22 марта 2012, 13:13
Тендер на легкие вертолеты для МО: неожиданный сбой?
21 марта стало известно о неожиданном повороте в нашумевшем тендере Минобороны на поставку крупной партии легких вертолетов
Итак, чем же они не угодили заказчику?
Участник №1 во-первых не готов обеспечить требуемые сроки поставки (предлагается поставка однодвигательных вертолетов: трех -. в 2012 г., 36 - в 2013-м и четырех - в 2014-м; двухдвигательных: двух - в 2012 г., четырех - в 2013-м и одного - в 2014-м, а надо то все 50 - до 25 ноября 2012 г.! Во-вторых, есть несоответствие указанных в заявке характеристик однодвигательного вертолета требованиям заказчика: мощность двигателя на взлетном режиме указана 727 л.с. (нужно не менее 750 л.с.); максимальная взлетная масса - 2250 кг. (вместо не менее 2400 кг); крейсерская скорость - 245 км/ч (требование заказчика - не менее 250 км/ч).
У участника №2 еще сложнее. Во-первых, опять сроки. По однодвигательным машинам обещано пять в 2012 г. и по 19 - в 2013 и 2014 гг. вместо требуемых 43 в ближайшие восемь месяцев. Далее - характеристики. По однодвигательной машине есть замечания по межремонтному ресурсу двигателя (3000 ч вместо 4000), массе пустого аппарата (1455 вместо не более 1400 кг), минимальной температуре наружного воздуха при эксплуатации (-35 град. С, а нужно -40), практическому потолку (4572 вместо не менее 7000 м), но главное: несущий винт вращается против часовой стрелки! Т.е. с точностью до наоборот - заказчику обязательно нужен "правый" винт.
Еще "хуже" обстоит дело обстоит с двухдвигательным вертолетом: у него винты вращаются и вовсе в разные стороны, т.е. он - соосной схемы. После этого уже можно и не упоминать, что "не хватает" мощности (нужно не менее 930 л.с. для двух двигателей и не менее 560 л.с. - для одного, при отказе второго, а участник аукциона смог предложить только 900 и 450 л.с. соответственно), скорости (максимальная 210 км/ч вместо 270 и крейсерская 190 км/ч вместо 220) и ресурса лопастей (3000 ч вместо целых 20 000), а с "сухим весом" наоборот перебор: масса пустого вертолета - 2350 кг, тогда как требуется не более 1600 кг.
Итог: "в связи с тем, что по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе, аукционной комиссией принято решение признать открытый аукцион несостоявшимися" (стилистика оригинала сохранена, слово "аукцион" в одном предложении повторено пять раз, включая однокоренное прилагательное - ну зато доходчиво и сразу понятно, о чем речь).
Ну что, продолжим наши игры в загадки-разгадки? Кто же эти таинственные участники, а главное - какие вертолеты собирается покупать Минобороны?
Начнем с участника №2. Есть основания полагать, что им стали "Вертолеты России", поскольку двухдвигательное предложение очевидно - это Ка-226. "Неугодная" заказчику соосная схема говорит сама за себя (больше никто в мире таких вертолетов не делает), да и по остальным параметрам, "не удовлетворяющим ТЗ", все совпадает. Причем речь, судя по всему, идет об "обычной" версии 226-го, еще не Ка-226Т (да она пока и не сертифицирована АР МАК - а это ведь требование организатора тендера). Странно еще, что тендероустроители не отметили несоответствие схемы шасси (226-х то на полозках как-то пока заметно не было).
Самый вероятный претендент на роль однодвигательной машины в этом предложении - "итальянец" AW119. Только у "агуст", да у американцев (Bell 407, MD500/600) винты крутятся не туда, куда хочет МО. Все "еврокоптеры" вращают лопастями, как и мы, "правильно" - по часовой стрелке. Да и по основным "не удовлетворяющим ТЗ" параметрам очень похоже, что это 119-й. А давняя дружба "Вертолетов России" с AgustaWestland, подкрепленная создаваемым СП в Томилино (правда под немного другую модель, но не важно) только подтверждает, что наиболее вероятный "участник номер 2" - это "Вертолеты России", ну или одна из их "дочек".
Теперь про участника №1. Поскольку про двухдвигательную машину ничего сказано (т.е. видимо она всему удовлетворяет), то наглядных подтверждений, что это был "искомый" AS355, мы в этот раз не получили. Зато промашки участника №1 по заявленным характеристикам однодвигательного вертолета точно указывают, что это был AS350B3. Не ту модификацию предложили? Крейсерской скорости "не хватило" всего-то 5 км/ч, а по взлетной массе "недобрали" лишь 150 кило. Но ведь ТЗ бралось не с потолка. Надо было, наверное, участнику повнимательней характеристики семейства AS350 изучить. И указывать не максимальную продолжительную мощность двигателя Arriel 2B (по сертификату FAA - 728 л.с., в тендерной заявке - 727 л.с.), а 5-минутную взлетную (по сертификату типа - 747 л.с., т.е. аккурат, как хочет МО, ну а недостающие 3 л.с. спишем на ошибки перевода киловаттов в лошадиные силы). Будь "заявлянт" предложения поаккуратней с цифирьками - гляди бы и проскочил. Хотя нет. Ведь предлагаемые сроки у него тоже не подходят заказчику. Что впрочем и требовалось доказать - не только производитель Ка-226, но и всесильный Eurocopter не способен вот так с бухты-барахты выдать нагора за несколько месяцев сразу полсотни новых вертолетов "без очереди".
P.S. Ждем второго тура тендера? Может к тому времени ТЗ станет "попатриотичней" по требованиям к характеристикам, а заодно и пореалистичней по срокам?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 22, 2025
Самолет Москва - Новокузнецк вернулся в аэропорт Шереметьево из-за дебоша
Декабрь 22, 2025
В аэропорту Оренбурга из-за ремонта изменилась схема парковки
Декабрь 22, 2025
Рейсы по 16 маршрутам запустят из аэропорта Чкалов в новогодние каникулы
