РИА "Новости"
22 марта 2012, 18:03
Су-30СМ, индийский подарок для ВВС России
Минобороны заказало для своих нужд 30 тяжелых истребителей Су-30СМ. Российской авиацией оказались востребованы машины, по своему происхождению являющиеся экспортными и уже более 10 лет поставляющиеся в Индию
Тридцать "тридцатых"
Военное ведомство и НПК "Иркут", входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию подписали контракт на поставку 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Об этом сообщил в четверг журналистам официальный представитель Минобороны. "В соответствии с условиями контракта, корпорация "Иркут" до 2015 года построит для Минобороны России 30 самолетов данного типа", - сказал он.
О том, что "Иркут", давно и плотно работающий на экспорт, может поставить несколько десятков истребителей для российских авиаторов, сообщалось еще в прошлом году. И вот теперь эта возможность закреплена на бумаге.
Итак, что же закупается и для кого? "Тридцатые" в рядах российских вооруженных сил - гость редкий: эти машины больше шли на внешний рынок. Откуда же интерес именно к этой машине?
Ходивший за три моря вернулся
Су-30 - это, вообще говоря, не самолет, а целое их семейство, довольно разное, с двоюродными и троюродными связями. Зато это, пожалуй, самый прославленный за рубежом истребитель, выпускаемый российской (не путать с советской) авиапромышленностью.
Появился он еще в Союзе, и сделали его на базе двухместного учебно-боевого Су-27УБ. Предназначение у него было простое и довольно узкое: командный самолет для авиаполков ПВО, сидевших на обычных перехватчиках Су-27. Потенциал модернизации платформы Сухого Т-10 тогда еще только раскрывался. Напомним, самый младший отпрыск этого фамильного древа (Су-35С) только-только закончил летные испытания и начал приниматься на вооружение ВВС в 2011 году.
В 1993 году в судьбе Су-30 сделали определяющий шаг: на его базе появился Су-30К ("коммерческий") - экспортная версия. Машину начали продвигать за рубеж, и через несколько лет пошли прорывы. В итоге, на сегодняшний день счет поставленных и законтрактованных машин этого семейства идет буквально на сотни единиц.
"Тридцатые", как и весь наш боевой авиапром, живут двумя обособленными кланами. Есть версия Су-30МКК/МК2 - это "китайцы", которых производили на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Также эти самолеты достались Венесуэле, Индонезии, Уганде и Вьетнаму. А есть Су-30МКИ - "индийцы", производимые на Иркутском авиазаводе, и модификации которых также закупали Алжир и Малайзия.
Заказанные российскими военными Су-30СМ - это как раз "локализованная" версия "индийца" Су-30МКИ, производимого НПК "Иркут". Это не первый экспортный в основе своей самолет, который попадет на вооружение российской авиации: чуть ранее ВВС уже получили 4 машины типа Су-30М2 - точно такую же "локализацию" комсомольского Су-30МК2.
Летающий многостаночник
Су-30МКИ как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей).
Во многом это было связано с традиционной индийской, скажем так, "мозаичностью" в вопросах закупок вооружений, превращающей боевые единицы в форменный зверинец, где всякой твари должно быть непременно по паре.
На борту Су-30МКИ потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства.
Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс.
Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ.
Кто заказчик?
На данном этапе трудно сделать вывод о том, кто именно заказал эти 30 машин. Контракт подписывали министр Анатолий Сердюков и президента "Иркута" Алексей Федоров. Сердюков, комментируя подписание, заметил, что эти машины "увеличат боевую мощь ВВС".
В чем интрига? Ранее, летом 2011 года, тот же Алексей Федоров назвал цифру в 40 истребителей для Минобороны. Позднее, со ссылкой на генерального директора Иркутского авиазавода Александра Вепрева пресса сообщала, что поставки, возможно, будут разбиты на две части: 28 машин для ВВС первым траншем, а потом, в виде опциона, еще 12 машин для авиации ВМФ. Цифру в 28 истребителей конкретно для ВВС подтверждал осенью 2011 года и главком ВВС Александр Зелин.
Первая партия "тридцатых", как мы видим, закуплена (пусть и превратившись из 28 в 30). Последнюю же дюжину пресса, опираясь на источники среди военных, связала с обновлением парка морской авиации Черноморского флота. В связи с этим называлась авиабаза Гвардейское в Крыму: бывший 43-й отдельный морской штурмовой авиаполк ("Севастопольский"), имеющий сейчас на вооружении бомбардировщики Су-24.
С учетом сокращения числа боевых машин в морской авиации, введение в ее состав многофункциональных тяжелых "спарок" Су-30СМ, способных как эффективно вести воздушный бой, так и наносить удары по наземным и надводным целям, выглядит довольно логичным шагом.
Однако пока о закупках "тридцатых" для авиации ВМФ речи не ведется. Возможно, опцион будет реализован позже.
Экспортеры подстраховали
Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость.
Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.)
Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают.
Такой подход среди российских военных (закупить быстро и недорого то, что могут произвести прямо с ходу) в последнее время приобретает все большую популярность. Учебно-боевые Су-30М2 для ВВС России мы уже упоминали, также закупается и палубный МиГ-29К, который в своем нынешнем облике создавался для авиации ВМФ Индии. Флот брал фрегаты проекта 1135.7 (косметическую модификацию индийского проекта 1135.6 Talwar) и заказывает подводные лодки проекта 636.3, до того неплохо экспортировавшиеся.
В этом подходе есть логика: военные ждут принципиально новые образцы, которые с разной степенью удачности проходят сейчас испытания. В случае с ВВС это истребитель пятого поколения Т-50, а флот, скажем, отчаянно пытается довести до ума проект неатомных лодок "Лада" (вместо них пока и заказаны лодки проекта 636.3). В случае с техникой сухопутных войск генералы вообще объявили системный бойкот закупкам имеющейся бронетехники, требуя от промышленности что-то принципиально новое.
А пока вооруженными силами будет закупаться недорогая, освоенная в производстве и хорошо укомплектованная, но обычная техника. Такая, как Су-30СМ....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции