О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing запустит проект 777X в конце 2012 г.

Самолеты серии Boeing 777 нуждаются в обновлении, чтобы сохранить статус одних из самых эффективных лайнеров в своем классе

Для американского авиастроительного концерна Boeing семейство самолетов 777 стало одним из самых успешных за всю его историю. В начале марта компания выпустила тысячный самолет этой серии - достижение весьма весомое, учитывая относительно небольшой возраст семейства. Руководство Boeing это понимает, как понимает и тот факт, что лайнеры 777-й серии нуждаются в обновлении, чтобы сохранить статус одних из самых эффективных самолетов в своем классе.

Высшие менеджеры Boeing поставили перед собой вполне конкретные цели - запустить в конце текущего года проект модернизации самолетов семейства 777, которое получит новый индекс - 777X. Согласно оценкам самой компании, эти лайнеры станут самыми эффективными самолетами в истории гражданской авиации.

По замыслам специалистов компании, окончательная конфигурация будущих самолетов должна быть утверждена в 2015 г., тогда как первый полет нового лайнера должен состояться в конце 2017 - начале 2018 гг., а запуск в эксплуатацию запланирован на 2019 г. В конце 2012 г. руководство Boeing Commercial Airplanes должно представить проект 777X на рассмотрение совету директоров концерна, в компетенции которого находится право утверждения данного проекта.

По информации осведомленных источников, Boeing рассматривала детали будущего проекта на протяжении последнего года, при этом сама работа над проектом значительно продвинулась вперед, пока внимание мировой общественности было приковано к программам ремоторизации Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. В частности, отмечается, что Boeing уже подходит к завершению первого этапа испытаний масштабных моделей в аэродинамической трубе.

По оценкам аналитиков, у семейства самолетов 777 есть все шансы превысить отметку по поставкам в 2000 единиц, учитывая высокую популярность авиалайнеров среди авиакомпаний. Заказы на эти самолеты продолжают поступать, к тому же Boeing накопила солидный портфель заказов по этой модели. Если лайнеры 777X будут столь же эффективными, то Boeing вполне может занять лидирующие позиции в сегменте широкофюзеляжных самолетов.

Для увеличения объема продаж Boeing неустанно работала над модернизацией своих широкофюзеляжных самолетов. В частности, лайнеры получили новые двигатели GE90, а само семейство пополнилось грузовой моделью.

Судя по всему, в Boeing намерены увеличить длину фюзеляжа самолетов 777-200ER и 777-300ER, в результате чего появятся две новых модели с вместимостью 353 и 407 чел. в трехклассовой конфигурации, которые получат обозначение 777-8X и 777-9X соответственно. Выпуск на рынок обновленных лайнеров 777X позволит Boeing заполнить промежуток в сегменте широкофюзеляжных самолетов между моделями 787 Dreamliner и 747-8. Что касается эффективности обновленного семейства 777X, то как отмечают осведомленные источники, удельный расход топлива на одно пассажиро-место лайнера 777-9X будет ниже на 21%, а эксплуатационные затраты будут снижены на 16% по сравнению с самолетами 777-300ER. По мнению экспертов, таким значительным увеличением эффективности, как правило, обладают самолеты, проектируемые с чистого листа, но если прогнозируемые показатели действительно будут воплощены в жизнь, то лайнеры 777X могут стать самыми эффективными в истории компании, и скорее всего, по своим характеристикам даже превзойдут самолеты Dreamliner.

Лидером обновленного семейства, вероятно, станет модель 777-9X с удлиненным на четыре секции фюзеляжем лайнера 777-300ER (76,4 м). Скорее всего, новый самолет получит двигатели GE9X с тягой 440 кН, а его максимальный взлетный вес (MTOW) будет равен 344 т. Модель 777-8X будет меньше по своим размерам и получит удлиненный на 10 секций фюзеляж от лайнера 777-200LR (69,5 м). Самолет также будет оснащен двигателями GE9X, но с тягой 390 кН, а его взлетная масса MTOW будет равна 315 т. По мнению экспертов, модель 777-8X станет прямым конкурентом самолетов Airbus A350-900. Возможно также появление третьей модели в этом семействе, которая получит обозначение 777-8LX и будет обладать увеличенной дальностью полета (до 17100 км). Такой самолет со сниженным расходом топлива вполне мог бы сделать экономически оправданными беспосадочные перелеты между Лондоном и Сиднеем.

Boeing намерена в максимальной степени унифицировать оборудование лайнеров 777 и 777X. По словам осведомленных источников, системы лайнеров 777X будут иметь 60-процентную общность с самолетами предыдущего семейства. В то же время на панели приборов пилотов появятся новые мониторы с диагональю 38 см, аналогичные тем, что установлены на самолетах 787 Dreamliner.

Ведущие аналитики уверены в том, что новые лайнеры 777X будут эффективнее самолетов Airbus A350-1000 и при этом будут превосходить их по размерам. Как следует из слов Джима Албау, президента Boeing Commercial Airplanes, именно такую цель поставило перед собой руководство американского концерна, когда решилось на запуск новой программы.

В целом же, руководство американского концерна с высокой оценкой высказывается в адрес проекта 777X и 787. Что касается самолетов Dreamliner, то Boeing продолжает работать над модернизацией производственного процесса, чтобы обеспечить увеличение темпов выпуска этих самолетов. В частности, компания придерживается поставленной перед собой цели - выйти на уровень производства 10 самолетов 787-й серии до конца 2013 г. Уже осенью этого года темп выпуска лайнеров 787 должен быть доведен до 5 самолетов в месяц. Определенные надежды Boeing связаны с заводом компании, расположенным в Южной Каролине, где в ближайшее время будут готовы первые самолеты этого семейства. В частности, один из них в июне текущего года должен быть поставлен авиакомпании Air India. А в целом, в 2012 г. Boeing должна поставить своим клиентам от 70 до 85 самолетов 787 и 747-8, причем, как говорит Дж.Албау, на долю лайнеров 787-й серии придется примерно половина всех поставок.

Некоторые эксперты считают планы Boeing слишком оптимистичными и сомневаются в том, что американский авиаконцерн сможет выйти на запланированный уровень выпуска 10 самолетов в месяц, однако Дж.Албау отметил, что в настоящее время при определенных модернизациях компания может выпускать до 17 воздушных судов 787-й серии ежемесячно. Единственной серьезной проблемой остаются основные поставщики Boeing, которые имеют ограничения по расширению своего производства без дополнительных инвестиций. Так, например, отмечается, что производственные мощности компании Spirit AeroSystems ограничены выпуском 13 носовых секций фюзеляжа в месяц. Для расширения производства фирма нуждается в дополнительных капиталовложениях. Ограничения есть и в компании Boeing, особенно с производством секций фюзеляжа в Южной Каролине. Дж.Албау даже отметил, что поставщики находятся в более лучшем положении по сравнению с самой компанией Boeing, добавив, что завод в Южной Каролине постепенно набирает обороты, и в скором времени, выйдет на планируемый производственный уровень.

Руководство концерна также приняло решение о начале производства горизонтальных стабилизаторов для самолетов 787-9 в Солт-Лейк-Сити (Юта, США), тогда как часть этих элементов по-прежнему будет поставлять фирма Alenia Aeronautica. В настоящее время в Солт-Лейк-Сити изготавливаются вертикальные стабилизаторы для лайнеров 787-8 наряду с заводом во Фредериксоне (Вашингтон, США). Производство же горизонтальных стабилизаторов в Юте должно начаться уже с 2013 г.

На первом этапе горизонтальные стабилизаторы для самолетов 787-9 будут производиться на заводе Seattle Advanced Developmental Composites. Первая поставка готового стабилизатора с этого завода ожидается в IV квартале 2012 г. В то же время отмечается, что Alenia Aeronautica в ближайшее время будет единственным поставщиком горизонтальных стабилизаторов для модели 787-8. Напомним, что именно продукция этой итальянской фирмы в свое время стала причиной одной из задержек развития программы 787.

Тем временем, европейский концерн Airbus продолжает работу над самолетами A350 XWB, которые должны стать основными конкурентами лайнеров Boeing 787 и 777. В частности, 18 февраля Airbus приступила к летным испытаниям двигателя Rolls-Royce Trent XWB, который будет устанавливаться на новых самолетах концерна. Первый полет двигатель совершил под крылом лайнера A380. В ходе предстоящих испытаний двигатель должен будет отработать 175 летных часов, а сама программа испытаний рассчитана на семь месяцев.

В начале марта Airbus закончила работу над созданием стенда для испытаний носовой и основных стоек шасси самолета A350. Стенд, как сообщается, будет расположен на заводе концерна в Филтоне (Великобритания). Таким образом, в ближайшее время сотрудники Airbus приступят к реализации программы испытаний стоек шасси нового лайнера.

Тем временем, на заводе компании в Гамбурге (Германия), была завершена сборка хвостовой части фюзеляжа для первого опытного образца лайнера A350 XWB. В скором времени, данная секция фюзеляжа будет доставлена на участок заключительной сборки в Тулузе (Франция), предварительно хвостовая часть будет подвергнута внутренней отделке, а также будет оборудована необходимыми системами. Сообщается также, что хвостовая часть самолета A350 изготавливается из композиционных материалов и имеет в длину 20 м. Хвостовой цилиндр для этой секции производится на заводе Airbus в Хетафе (Испания), а панели изготавливаются на заводах в Германии. В частности, боковые панели поставляет фирма Premium Aerotec, тогда как верхние и нижние панели изготавливаются непосредственно на заводе Airbus.

Несмотря на задержки, возникшие в развитии программы A350, руководство концерна Airbus уверено в том, что все работы над новым лайнером должны быть завершены в соответствии с ранее намеченным графиком. Как сказал руководитель программы A350 Дидье Эвра, летные испытания нового самолета должны будут начаться в следующем году, а первые поставки в 2014 г. Увеличение темпов выпуска самолетов A350 также должно проходить в соответствии с первоначальными планами без дополнительных задержек, таким образом, все заказчики этих лайнеров должны будут получить их вовремя.

Ранее Airbus объявила о возникших задержках в программе A350, из-за которых сроки поставки первых самолетов были сдвинуты на год вперед. В скором времени Airbus должна завершить сборку первого опытного образца A350, который будет использоваться исключительно для наземных испытаний. Сборка самолета, предназначенного для летных испытаний, начнется только в конце весны этого года, а сам лайнер поднимется в воздух только в 2013 г. Первая поставка самолета A350 для авиакомпании Qatar Airways должна состояться в течение одного года после начала летных испытаний. В то же время Airbus до начала поставок необходимо будет провести сертификацию своего самолета и используемых на нем двигателей. При этом руководство Airbus считает, что проблем с сертификацией не возникнет, и она будет завершена достаточно быстро.

Буквально несколько дней назад Airbus добавила новых поставщиков в свой официальный каталог. В частности, клиенты теперь смогут выбрать кресла для салонов бизнес-класса от трех различных фирм. В их числе, кресла «Journey» от компании Jamco America, кресла Equinox от компании EADS Sogerma и а также кресла Cirrus и Arcus от компании Sicma.

В связи со скорым появлением на рынке лайнеров A350 экспертов беспокоит будущее самолетов семейства A330. В частности, ранее предполагалось, что Airbus может оборудовать эти воздушные суда новыми двигателями, чтобы повысить их эффективность, однако, как отмечает руководство европейского авиаконцерна, проекта A330neo не будет. Тем не менее, работы по повышению эффективности лайнеров A330 все-таки будут проводиться. Так, например, на этих самолетах должны появиться новые законцовки крыла Sharklet. Информацию о возможных модификациях лайнеров A330 подтвердил и глава концерна EADS Луи Галуа. Он также добавил, что в ближайшее время ремоторизация самолетов семейства A330 проводиться не будет, поскольку это идет вразрез со стратегией развития широкофюзеляжных лайнеров Airbus. Л. Галуа отметил, что A330neo по своим характеристикам во многом бы соответствовал уже рассматриваемой ранее конфигурации, от которой компания отказалась в пользу проекта A350. К тому же самолеты A330neo на рынке могли бы стать прямыми конкурентами лайнеров A350-800, а такая конкуренция, естественно, не нужна.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Flightglobal, Puget Sound, Reuters и Wall Street Journal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка