О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты не будут плодить босяков

Министерство транспорта вынесло на общественное обсуждение проект приказа, который регламентирует поправки в правила прохождения спецконтроля в аэропортах на территории России

Министерство транспорта РФ вынесло на общественное обсуждение проект приказа, который регламентирует поправки в правила прохождения спецконтроля в аэропортах на территории России. С момента его принятия большинству пассажиров не потребуется разуваться и снимать поясные ремни при прохождении досмотра. Такие поправки, по мнению представителей ведомства, сократят очереди в аэропортах, но не повлияют на безопасность перелета.

Согласно проекту документа, авиапутешественникам больше не потребуется снимать и ставить на ленту интроскопа обувь, при условии, что толщина подошвы не превышает одного сантиметра, а высота каблука не более 2,5 сантиметров. Кроме того, если ремень имеет ширину менее 4 сантиметров, его также необязательно будет снимать. По расчетам экспертов Минтранса, такие нововведения позволят сократить время досмотра пассажиров примерно на 25%.

Требование о предъявлении обуви к досмотру было введено после нашумевшего события, когда 22 декабря 2001 года британец Ричард Рейд в своей обуви пронес на самолет компании American Airlines, который летел из Парижа в Майами, запас взрывчатки. На борту находилось 12 членов экипажа и 185 пассажиров. Одна из стюардесс заметила, как пассажир пытается зажечь спичку о подошву своего ботинка. С помощью пассажиров и членов экипажа террорист был обезврежен. В кармашке, пришитом к каблуку ботинка Рейда, обнаружили детонатор и взрывчатку C-4. Даже такой небольшой взрыв в салоне мог привести к его разгерметизации и крушению лайнера. После этого случая меры досмотра усилили в большинстве европейских и американских городов. До России же "новшество" добралось после терактов в московском метрополитене.

Надо отметить, что увеличения уровня авиационной безопасности новая мера не принесла, однако спровоцировала несколько казусов. Так, в международном аэропорту Джинна был задержан пакистанец: сканер показал наличие в его туфлях разъема для подключения питания, тумблеров, батареи и электросхемы. Оказалось, что путешественник, сам того не подозревая, приобрел ботинки со встроенными массажными функциями. Кроме того, в лондонском аэропорту Хитроу был задержан известный актер Джерард Баттлер. Сотрудников службы безопасности обеспокоило то, что к подошвам ботинок актера были приклеены куски ткани непонятного назначения. Как оказалось, на киносьемках актеру приходилось идти по металлической решетке, и наклейки предназначались для того, чтобы сделать стук шагов тише. А вот бомб в ботинках с тех пор не обнаруживали ни разу.

Решив, что угроза "ботиночного террора" миновала, авиационные власти США и ряда стран Европы отказались от практики досмотра обуви. В этом же направлении начали двигаться и российские аэропорты. Так в 2008 году в столичном "Шереметьево" был установлен сканирующий портал ProVision-100, который позволял пассажирам не разуваться, но при этом гарантировал обнаружение запрещенных к провозу предметов и веществ, где бы они не находились: под одеждой или в обуви. Несмотря на то, что время досмотра пассажиров сократилось, решение оказалось достаточно дорогим, а поэтому перечень аэропортов, где его можно было использовать, был ограничен крупными столичными воздушными гаванями.

Более бюджетное и простое решение апробировали там же, в "Шереметьево". Как рассказал "АвиаПорту" пресс-секретарь аэропорта Роман Генис, специалисты службы авиационной безопасности оценили, что пронести взрывчатку в обуви с тонкой подошвой - до одного сантиметра - невозможно. Для обуви на каблуке тоже установлено ограничение, высота каблука не более 2,5 сантиметров. "В результате эксперимента пассажиропоток удалось ощутимо ускорить, - заявил Р.Генис. - Результаты мы передали в Минтранс, и уже они подготовили проект приказа, который и вынесен на общественное обсуждение".

Нововведение давно назрело, и пассажиры, очевидно, воспримут его с энтузиазмом. Однако очевидно, что возникнут и проблемы. Дело в том, что определять высоту подошвы и каблука сотрудники аэропорта будут на глаз. Те, кого сотрудники службы авиационной безопасности посчитают нужным досмотреть, будут направляться в одну очередь, люди же в "одобренной" обуви - в другую. И очевидно, что стоять в очереди для тех, кому предстоит разуваться, захотят немногие.

Эксперты уверены, что новая мера пойдет на пользу пассажирам, и не повредит безопасности. "Новая мера никак не отразится на авиационной безопасности, - считает пресс-секретарь аэропорта "Внуково" Елена Крылова. - Другое дело, что этот проект однозначно трансформируется во что-то другое. Не стоит забывать и то, что существуют специальные приборы, с помощью которых можно проводить такие проверки". Таким образом, есть вариант, что от проверки "на глаз" в будущем окажутся вовсе.

По мнению представителей авиационного сообщества, это не единственная излишняя мера в безопасности авиаперевозок. "В этой сфере существует масса нормативных актов, которые противоречат друг другу, а многие проверки и вовсе бессмысленны", - рассуждает директор ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации Виктор Горбачев. На его взгляд, в первую очередь необходимо убрать рамки металлоискателей, которые устанавливаются на входе в общественную часть аэропорта. "Аэропортовые работники все равно не имеют права изымать, например, оружие, - отмечает он. - А зачастую через рамки проходят люди с личной охраной. Ну и зачем тогда этот досмотр, если он ни на что не влияет?" К слову, ассоциация уже подготовила поправки в закон N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Они включают в себя в числе прочего отказ от лишних рамок металлоискателей. Письмо вместе с сопроводительными документами направлено в Минтранс, где находится на рассмотрении....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка