АвиаПорт.Ru
5 апреля 2012, 19:06
Аэропорты не будут плодить босяков
Министерство транспорта вынесло на общественное обсуждение проект приказа, который регламентирует поправки в правила прохождения спецконтроля в аэропортах на территории России
Согласно проекту документа, авиапутешественникам больше не потребуется снимать и ставить на ленту интроскопа обувь, при условии, что толщина подошвы не превышает одного сантиметра, а высота каблука не более 2,5 сантиметров. Кроме того, если ремень имеет ширину менее 4 сантиметров, его также необязательно будет снимать. По расчетам экспертов Минтранса, такие нововведения позволят сократить время досмотра пассажиров примерно на 25%.
Требование о предъявлении обуви к досмотру было введено после нашумевшего события, когда 22 декабря 2001 года британец Ричард Рейд в своей обуви пронес на самолет компании American Airlines, который летел из Парижа в Майами, запас взрывчатки. На борту находилось 12 членов экипажа и 185 пассажиров. Одна из стюардесс заметила, как пассажир пытается зажечь спичку о подошву своего ботинка. С помощью пассажиров и членов экипажа террорист был обезврежен. В кармашке, пришитом к каблуку ботинка Рейда, обнаружили детонатор и взрывчатку C-4. Даже такой небольшой взрыв в салоне мог привести к его разгерметизации и крушению лайнера. После этого случая меры досмотра усилили в большинстве европейских и американских городов. До России же "новшество" добралось после терактов в московском метрополитене.
Надо отметить, что увеличения уровня авиационной безопасности новая мера не принесла, однако спровоцировала несколько казусов. Так, в международном аэропорту Джинна был задержан пакистанец: сканер показал наличие в его туфлях разъема для подключения питания, тумблеров, батареи и электросхемы. Оказалось, что путешественник, сам того не подозревая, приобрел ботинки со встроенными массажными функциями. Кроме того, в лондонском аэропорту Хитроу был задержан известный актер Джерард Баттлер. Сотрудников службы безопасности обеспокоило то, что к подошвам ботинок актера были приклеены куски ткани непонятного назначения. Как оказалось, на киносьемках актеру приходилось идти по металлической решетке, и наклейки предназначались для того, чтобы сделать стук шагов тише. А вот бомб в ботинках с тех пор не обнаруживали ни разу.
Решив, что угроза "ботиночного террора" миновала, авиационные власти США и ряда стран Европы отказались от практики досмотра обуви. В этом же направлении начали двигаться и российские аэропорты. Так в 2008 году в столичном "Шереметьево" был установлен сканирующий портал ProVision-100, который позволял пассажирам не разуваться, но при этом гарантировал обнаружение запрещенных к провозу предметов и веществ, где бы они не находились: под одеждой или в обуви. Несмотря на то, что время досмотра пассажиров сократилось, решение оказалось достаточно дорогим, а поэтому перечень аэропортов, где его можно было использовать, был ограничен крупными столичными воздушными гаванями.
Более бюджетное и простое решение апробировали там же, в "Шереметьево". Как рассказал "АвиаПорту" пресс-секретарь аэропорта Роман Генис, специалисты службы авиационной безопасности оценили, что пронести взрывчатку в обуви с тонкой подошвой - до одного сантиметра - невозможно. Для обуви на каблуке тоже установлено ограничение, высота каблука не более 2,5 сантиметров. "В результате эксперимента пассажиропоток удалось ощутимо ускорить, - заявил Р.Генис. - Результаты мы передали в Минтранс, и уже они подготовили проект приказа, который и вынесен на общественное обсуждение".
Нововведение давно назрело, и пассажиры, очевидно, воспримут его с энтузиазмом. Однако очевидно, что возникнут и проблемы. Дело в том, что определять высоту подошвы и каблука сотрудники аэропорта будут на глаз. Те, кого сотрудники службы авиационной безопасности посчитают нужным досмотреть, будут направляться в одну очередь, люди же в "одобренной" обуви - в другую. И очевидно, что стоять в очереди для тех, кому предстоит разуваться, захотят немногие.
Эксперты уверены, что новая мера пойдет на пользу пассажирам, и не повредит безопасности. "Новая мера никак не отразится на авиационной безопасности, - считает пресс-секретарь аэропорта "Внуково" Елена Крылова. - Другое дело, что этот проект однозначно трансформируется во что-то другое. Не стоит забывать и то, что существуют специальные приборы, с помощью которых можно проводить такие проверки". Таким образом, есть вариант, что от проверки "на глаз" в будущем окажутся вовсе.
По мнению представителей авиационного сообщества, это не единственная излишняя мера в безопасности авиаперевозок. "В этой сфере существует масса нормативных актов, которые противоречат друг другу, а многие проверки и вовсе бессмысленны", - рассуждает директор ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации Виктор Горбачев. На его взгляд, в первую очередь необходимо убрать рамки металлоискателей, которые устанавливаются на входе в общественную часть аэропорта. "Аэропортовые работники все равно не имеют права изымать, например, оружие, - отмечает он. - А зачастую через рамки проходят люди с личной охраной. Ну и зачем тогда этот досмотр, если он ни на что не влияет?" К слову, ассоциация уже подготовила поправки в закон N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Они включают в себя в числе прочего отказ от лишних рамок металлоискателей. Письмо вместе с сопроводительными документами направлено в Минтранс, где находится на рассмотрении....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка