IATA
6 апреля 2012, 14:13
Высокие показатели в феврале, тем не менее, положение в отрасли нельзя назвать устойчивым
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала данные по объемам перевозок за февраль 2012 года, которые свидетельствуют об увеличении спроса на пассажирские и грузовые перевозки, соответственно на 8,6% и на 5,2%
Ряд факторов повлиял на качество сравнения с данными прошлого года, в результате чего показатели работы отрасли в феврале 2012 года выглядят более успешными, чем это есть на самом деле. Среди этих факторов: снижение объема перевозок во время "арабской весны" в прошлом году и карнавал в Бразилии, который в этом году начался в феврале, на месяц раньше, чем в 2011. Спрос на грузоперевозки также существенно отличается от показателя прошлого года из-за китайского Нового Года, который праздновался в январе, что сдвинуло сроки доставки грузов на февраль. При сравнении с показателями января 2012 года, общая картина становится более умеренной: спрос на пассажирские перевозки вырос на 0,4%, а на грузовые сократился на 1,2%.
Общий объем мировых провозных емкостей по пассажирским перевозкам вырос на 7,4% по сравнению с уровнем предыдущего года, отставая от показателя спроса, который увеличился на 8,6%. Это положительно сказалось на коэффициенте загрузки, который составил 75,3%, - что лучше, чем показатель 74,4%, зафиксированный в феврале 2011 года.
Спрос на грузовые перевозки остается относительно стабильным. Эта тенденция начала развиваться в сентябре 2011 года, и она отражает позитивные настроения в бизнесе.
Тони Тайлер (Tony Tyler), Генеральный директор ИАТА: "Положение в отрасли нельзя назвать устойчивым. Индикатор уверенности бизнеса замедлил свой рост в феврале. Это будет сдерживать потенциал роста спроса на перелеты бизнес-классом, а также означает, что не следует ждать увеличения спроса на грузоперевозки. В то же время, авиакомпании, пытаясь компенсировать рост цен на топливо, могут столкнуться со снижением объема перевозок на рынках, чувствительных к ценообразованию. Слабая экономика и рост цен на топливо - двойной удар, который едва ли может позволить себе отрасль, рассчитывающая получить всего 0,5% прибыли в этом году".
| Февраль 2012 по сравнению с февралем 2011 | Рост пассажирооборота | Рост провозных емкостей | Коэффициент пассажирской загрузки | Рост грузооборота | Рост грузовых емкостей |
|---|---|---|---|---|---|
| Международные перевозки | 9.3% | 7.3% | 74.4 | 5.1% | 7.7% |
| Внутренние перевозки | 7.6% | 7.5% | 76.7 | 5.7% | 4.1% |
| Общий объем перевозок | 8.6% | 7.4% | 75.3 | 5.2% | 6.9% |
| С начала 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года | Рост пассажирооборота | Рост провозных емкостей | Коэффициент пассажирской загрузки | Рост грузооборота | Рост грузовых емкостей |
| Международные перевозки | 7.3% | 5.6% | 75.6 | -1.6% | 3.1% |
| Внутренние перевозки | 7.0% | 5.8% | 76.7 | -0.4% | 2.2% |
| Общий объем перевозок | 7.2% | 5.7% | 76.0 | -1.5% | 2.9% |
Международные пассажирские перевозки
По сравнению с показателями февраля 2011 года объем международных перевозок вырос на 9,3%. Провозные емкости увеличились на 7,3%, а коэффициент загрузки составил 74,4%. Следует отметить, что во всех регионах, за исключением Азиатско-Тихоокеанского, спрос опередил показатель провозных емкостей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
• Азиатско-Тихоокеанские перевозчики зафиксировали увеличение спроса и провозных емкостей на 5,9% и 6,2% соответственно. Коэффициент загрузки составил 75,4%. После незначительного скачка спроса на международные перевозки в период китайского Нового года в январе на 6,4%, объем перевозок сократился.
• Европейские перевозчики зафиксировали увеличение спроса на 7,6%, что намного больше роста показателя провозных емкостей, который составил 5,0%. Данный рост стал возможен, несмотря на продолжающийся кризис суверенного долга и низкий индекс потребительского доверия. Коэффициент загрузки составил 74,4%, что значительно выше 72,6% в феврале 2011 года.
• Североамериканские перевозчики показали самый незначительный прирост спроса, на 4,9%, который все же обогнал 4,3-процентное (по сравнению с прошлым годом) увеличение провозных емкостей. Средний коэффициент загрузки оказался самым низким среди других крупных регионов и составил 72,1%. И хотя эти показатели ниже, чем у других регионов, они значительно лучше тех, что были зафиксированы в январе, когда спрос на международные перевозки сократился на 0,3%. Это улучшение отражает рост потребительского доверия и оживление экономической конъюнктуры.
• У перевозчиков Ближнего Востока рост показателей по международным перевозкам составил 23,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда на спрос значительное влияние оказала "арабская весна". Рост провозных емкостей остался на уровне 16,1%. В феврале 2012 года средний коэффициент загрузки по региону значительно вырос и составил 76,9% против 72,4% в прошлом году. Если не принимать во внимание влияние некоторых факторов на показатели региона (например, "арабскую весну"), можно говорить о его полном восстановлении.
• Африканские перевозчики также зафиксировали положительные изменения показателей в феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, когда "арабская весна" повлияла на снижение спроса на перевозки. Спрос в феврале 2012 года вырос на 24,7%, а провозные емкости - на 20,2%. Первые последствия "арабской весны" почувствовались в североафриканских регионах, в первую очередь - в Египте и в Тунисе. Коэффициент загрузки в регионе составил 62,7%. Несмотря на то, что это самый низкий показатель среди всех регионов, он оказался значительно лучше, чем показатель, зафиксированный в феврале 2011 года, составивший 60,5%). По нашей оценке, африканские перевозчики полностью восстановились после потерь в объемах перевозок в результате "арабской весны".
• Латиноамериканские авиакомпании продемонстрировали увеличении спроса на 13,3% против 10,8% роста показателя провозных емкостей. Коэффициент загрузки составил 78,3% и стал самым высоким среди остальных регионов, и даже выше, чем коэффициент, зафиксированный в феврале 2011 (76,6%). Авиаперевозчики этого региона больше всего выиграли от скачка спроса на перевозки в Бразилию, связанного с Карнавалом.
Внутренние пассажирские перевозки
Общий спрос на внутренние перевозки увеличился на 7,6%, что лишь немногим выше, чем показатель роста провозных емкостей, который составил 7,5%. Средний коэффициент загрузки равен 76,7%, что выше, чем показатель 74,4%, зафиксированный на международных перевозках.
• Самый быстрый рост, по сравнению с февралем прошлого года был зафиксирован в Бразилии. Увеличение провозных емкостей на 20,9% опередило спрос, который вырос на 17,9%. Коэффициент загрузки остался на уровне 66,5% и стал самым слабым показателем после Японии.
• Второй по величине рост показателей среди основных внутренних рынков был зафиксирован в Индии и составил 12,3%. Данный показатель оказался ниже 16,3-процентного увеличения провозных емкостей по сравнению с уровнем предыдущего года. Тем не менее, процент занятости кресел у индийских перевозчиков составил 75,4%. Серьезное увеличение объема перевозок маскирует финансовую нестабильность, обусловленную высокими эксплуатационными расходами и налогообложением.
• Внутренний рынок Китая увеличился на 10,1% по сравнению с предыдущим годом. Это намного ниже 17,3% роста показателя в январе 2012 года, зафиксированного благодаря увеличенному спросу на перевозки в период празднования китайского Нового года. Коэффициент загрузки составил 79,3%, став самым высоким показателем среди результатов по внутренним перевозкам в других регионах.
• Показатели по внутренним перевозкам в США значительно улучшились в феврале 2012 года, с ростом спроса на 5,2%. Показатель провозных емкостей, остававшийся в течение нескольких месяцев на одном уровне, в феврале 2012 года вырос на 4,4% вместе с повышением спроса. Коэффициент загрузки увеличился до 78,8%.
• Объемы внутренних перевозок в Японии по-прежнему страдают от последствий прошлогодних землетрясений и цунами, а также от сокращения провозных емкостей, связанного с реструктуризацией отрасли. Спрос уменьшился на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как провозные емкости уменьшились на 6,0%. Коэффициент загрузки оказался самым низким по сравнению с другими крупнейшими рынками внутренних перевозок и составил 61,4%.
Грузовые авиаперевозки (внутренние и международные)
• Объемы грузовых авиаперевозок увеличились на 5,2% в феврале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во многом это произошло за счет переноса сроков доставки грузов с января на февраль в связи с китайским Новым Годом. Слабый спрос на грузовые перевозки в прошлом году был обусловлен влиянием на индустрию "арабской весны". Объем перевозок уменьшился на 1,2% по сравнению с январем текущего года.
• Лидерами по темпам роста грузовых перевозок стали авиакомпании ближневосточного региона с 18,2% увеличением спроса и такой же динамикой роста провозных емкостей. Однако наибольший вклад в увеличение общего объема грузовых авиаперевозок внес азиатско-тихоокеанский регион, который показал увеличение на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
• У европейских и североамериканских перевозчиков объем грузовых перевозок уменьшился на 1,4% и 0,3%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самое существенное сокращение объема, на 3,6%, по сравнению с показателями предыдущего года произошло у латиноамериканских перевозчиков.
• У африканских перевозчиков спрос на грузовые перевозки увеличился на 3,2% по сравнению с уровнем прошлого года, но удельный вес этого региона в общем объеме крайне незначителен.
Итоги
"Мы завершаем первый квартал со значительной долей неопределенности. Хотя угроза Европейского финансового кризиса кажется уже менее вероятной по сравнению с положением дел несколько месяцев назад, возрастают политические риски, с которыми сталкивается авиация. Резкое увеличение цен на топливо уже серьезно ударило по отрасли. Великобритания повышает и без того обременительный авиационный пассажирский сбор. Европа еще больше усугубляет ситуацию, включая международную авиацию в схему торговли квотами на выбросы, экстерриториальные аспекты которой способны привести к торговой войне, которую никто не может себе позволить. Конечно, условия зависят от конкретной страны, но, в целом, мы наблюдаем общемировую тенденцию принятия непродуманных политических инициатив, включая чрезмерное регулирование, обложение слишком налогами или какие-либо другие ограничения, накладываемые на авиационную отрасль. Все это мешает воздушному транспорту стать тем катализатором экономического роста, каким он мог бы быть", - говорит г-н Тайлер.
Согласно последнему исследованию, проведенному Oxford Economics, авиационная отрасль обеспечивает 56,6 миллионов рабочих мест и стимулирует экономическую деятельность в размере 2,2 триллиона долларов. Учитывая тот факт, что в стоимостном выражении 35% товаров международной торговли перевозятся по воздуху, транспортировка воздушным транспортом становится одним из ключевых инструментов развития бизнеса в глобальном масштабе.
"Авиация превратила мир в "глобальную деревню". Нам это удалось, даже при уровне получаемой прибыли менее 1% и условиях политики, применяемой в отношении авиации, которой больше подходит название - политика "налогов и ограничений". Авиационная отрасль могла бы добиться гораздо больших успехов при политике благоприятной для конкуренции, что поддерживало бы устойчивое развитие отрасли", - сказал г-н Тайлер.
ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 240 авиакомпаний, осуществляющих 84% воздушных перевозок в мире.
Вы можете следить за новостями Ассоциации, подготовленными специально для СМИ, на Twitter (twitter.com/iata2press).
Внутренние перевозки: Пассажирооборот по внутренним перевозкам, составляет порядка 37% объема перевозок. Это наиболее важно для авиакомпаний Северной Америки, поскольку данный вид перевозок составляет около 66,5% их деятельности. В Латинской Америке внутренние перевозки составляют 47,3%, в основном за счет крупного бразильского рынка. Что касается авиаперевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона, то благодаря рынкам Индии, Китая и Японии, пассажирооборот на внутренних рейсах региона составляет 42,2% . В меньшей степени данный показатель важен для Европы и Африки, где на внутренние перевозки приходится, соответственно, 11% и 11,6%. Для авиакомпаний Ближнего Востока, этот показатель еще ниже, где внутренние перевозки составляет всего лишь 5,5%.
Статистика ИАТА охватывает международные и внутренние регулярные воздушные перевозки авиакомпаний-членов ИАТА, а также тех авиакомпаний, которые не входят в Ассоциацию.
Данные носят предварительный характер и основаны на отчетах, полученных на момент публикации, с учетом экспертной оценки недостающих данных. Исторические данные могут быть пересмотрены.
Распределение рынка по объемам пассажирооборота авиакомпаний отдельных регионов выглядит следующим образом: Европа 25,4%, Азиатско-Тихоокеанский регион 31,3%, Северная Америка 26,3%, Ближний Восток 8,3%, Латинская Америка 6,2%, Африка 2,4%.
Распределение рынка по объемам грузооборота авиакомпаний отдельных регионов выглядит следующим образом: Азиатско-Тихоокеанский регион 40,2%, Европа 21,7%, Северная Америка 23,1%, Ближний Восток 11%, Латинская Америка 2,9%, Африка 1,1%....
Авторские права на данный материал принадлежат «IATA». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 17, 2025
Аэрофлот приготовил особенные подарки для детей, путешествующих в классе Бизнес
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 18, 2025
Специалисты ЦОК АПК впервые применили квадрокоптер для фитосанитарного контроля в Астраханской области
Декабрь 18, 2025
ТАСС: в Испании рекомендовали авиакомпаниям не летать над Венесуэлой