О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчиков надо учить спасать жизни

Катастрофа пассажирского самолета под Тюменью снова заставила говорить о проблемах в отечественной авиации

При очевидном дефиците собственных кадров иностранным пилотам в российское небо путь закрыт. На основании статьи Воздушного кодекса в состав летного экипажа гражданского самолета могут входить только граждане Российской Федерации. Иностранец может войти в состав экипажа только на время подготовки, обучения и с оговоркой, что он не может быть командиром российского воздушного судна.

Запрет запретом, но дефицита квалифицированных летчиков он не отменяет - круглый год можно увидеть объявления отечественных авиакомпаний, "приглашающих на работу пилотов". Крупные предлагают тем, у кого есть минимальный летный опыт, пройти курсы переподготовки для работы на лайнерах соответствующего типа.

Проблема обучения - одна из главных на сегодняшний момент, считает начальник отдела летных стандартов Минтранса Сергей Бесфамильный. "У нас не всегда хватает тренажеров, чтобы обучить пилотов управлять самолетами иностранного производства. Летчиков направляют на обучение в другие страны, где подготовка в основном тренажерная. А у нас больше внимания уделяют практике: летчик должен выполнить 150 часов контрольных полетов", - пояснил он. При этом говорить о нехватке профессиональных пилотов тоже нельзя, добавил Сергей Бесфамильный. "Недобора по летному составу нет. Сейчас мы принимаем на обучение 790 человек в год, в следующем году планируем увеличить это число до 1 тыс.", - заключил он.

Между тем глава консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак считает, что дефицит пилотов есть и причин для этого несколько. "Во-первых, это общее ухудшение подготовки пилотов, своеобразное наследие 90-х годов, когда деградировали практически все сферы образования. Кроме того, несмотря на высокие зарплаты пилотов (в среднем около $8 тыс.), интерес к авиации в обществе снизился", -
пояснил он.

Вместе с тем эксперт уверен, что ситуация обратима и со временем улучшится - этого требует бизнес и возросший интерес к авиаперевозкам. "В авиакомпаниях понимают, что, если оставить все как есть, скоро спрос будет некому удовлетворять, и начинают спонсировать летные училища, инициируют увеличение набора будущих пилотов, переманивают к себе профессионалов хорошими условиями. Но иностранцев, несмотря на текущую ситуацию, к работе в небе у нас все равно не допускают, а зря - в любой сфере бизнеса искусственная изоляция приводит к снижению качества услуг, и авиация не исключение", - добавил Борис Рыбак.

Несмотря на это, желающие работать в небе есть, причем - на Родине. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Иван Тверских рассказал Gudok.ru, что хочет работать дома, в Красноярске. "Российские авиакомпании ничем не уступают зарубежным, а порой даже превосходят их", - считает Иван. Он уверен, что проблем с трудоустройством даже молодому специалисту в летной отрасли не предвидится. "Необходимы хорошие знания английского языка. Если есть диплом, вам открыты двери во многих авиакомпаниях страны", - добавил он.

Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина Владимир Барсук, признавая, что обеспечение безопасности полетов находится на низком уровне, считает, что проблема не в пилотах, а в их подготовке. "Молодых пареньков учат летать на тренажерах, на которых невозможно предусмотреть все внештатные ситуации. И в случае возникновения непредусмотренной ситуации пилоты не знают, что делать, у них нет такого опыта, поэтому происходят катастрофы и гибнут люди. Учить необходимо не на тренажере, а в реальных условиях. Раньше пилотов готовили на самолетах Ан-2, где молодые летчики из вторых пилотов быстро становились командирами. Причем перевозили молодые командиры не людей, а грузы, и риски были минимальны. На Ан-2 молодой пилот делал по 50 посадок в день, у него вырабатывалось чувство полета. С таким опытом подготовки советские летчики хорошо ориентировались в чрезвычайных ситуациях, могли быстро перейти на ручное управление самолетом и предотвратить катастрофу, - уверен эксперт.

Владимир Барсук убежден, что в России необходимо менять систему обучения пилотов и вводить четкие правила. "В США летный опыт на малых самолетах должен быть не менее 1500 часов. И пусть даже в процессе обучения летчики летают без пассажиров, главное, что у них появится реальные навыки контроля самолета. На тренажере такому не научишь. Сегодня молодой парень полетает 2-3 года вторым пилотом, а потом становится командиром, хотя прежде он ни разу не летал один".

Президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов предположил, что в будущем иностранные пилоты получат право работать в России, так как на этом настаивают авиакомпании. "Но профсоюз российских пилотов выступает категорически против того, чтобы иностранцев брали на работу. Вместе с тем российские пилоты имеют право работать по всему миру, причем за границей они востребованы до сих пор - авиакомпании за ними буквально охотятся и переманивают к себе на работу. Нередки случаи, когда пилоты уезжают за границу из-за работы целыми семьями. Для наших пилотов в иностранных компаниях привлекательнее всего выглядят условия труда и социальные гарантии, люди хотят не только работы, но и комфорта. Допускать иностранцев до работы в России нельзя, а нехватку специалистов нужно восполнять за счет обучения и подготовки новых собственных кадров. И, конечно, чтобы у пилота было желание работать у себя на Родине, необходимо улучшить условия труда в отечественной авиации", - уверен эксперт.

Самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Тюмень - Сургут, рухнул при взлете из аэропорта Тюмени вблизи поселка Горьковка. При этом двигатели самолета исправно работали до момента столкновения машины с землей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка