О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ветряки и вертолеты

Ветряные электростанции вполне могут дать работу офшорным вертолетам

Ранее утро. Неохотно просыпается небольшой датский аэродром. Неспешно собираются экипажи. Из ангара выкатывают ярко красный вертолет. После непродолжительной подготовки - взлет. Вертолет устремляется к морю, навстречу солнцу. Через несколько минут полета взору открывается невиданная картина. Бескрайнее море, усеянное остроконечными стальными башнями. Огромные лопасти медленно вращаются, словно плывут по воде, отражая миллиарды солнечных зайчиков. "Ферма" морских ветряных электростанций! Вертолет по очереди подлетает к огромным, похожим на колеса обозрения, белоснежным роторам. Зависает и опускает на лебедке механика, а затем забирает. И так целый день, как пчелы в поле.

По прогнозам специалистов, нас ожидает мощное наступление ветроэнергетики. Особенно бурно развивается ее морская составляющая. За 10 лет (с 1991 по 2010 г.г.) мощность ветряных электростанций (ВЭС) выросла в 6 раз. В прошлом году инвестиции Евросоюза в ветровую энергетику составили 2,6 млрд евро (20,5% расходов ЕС на энергетику), в результате вклад ВЭС в общий энергетический "котел" увеличился с 2,7% до 3,5% и составил 883 МВт. Только за первую половину этого года в эксплуатацию введена 101 станция общей мощностью 348 МВт. На 30 июня 2011 года в странах Европы было 49 "ферм", в которых насчитывалось 1247 ВЭС. После завершения строительства к ним добавится еще 11 "ферм", а общая мощность достигнет 2944 МВт (распределение представлено в таблице).
СтранаМощность морских ветряных электростанций, МВт
в 2010 г.в 2011 г.
Великобритания4581341
Дания208854
Нидерланды0247
Бельгия165195
Швеция0164
Германия5092
Финляндия226
Ирландия025
Всего в ЕС8832944
Норвегия02
КНР102102
Итого9853048

Для справки, доля ВЭС в Дании составляет 26%, Испании и Португалии - по 15%, Германии - 8%, Великобритании - 3,7%.

По разным оценкам, в 2020 г. ветроэнергетика собирается утроить свои мощности (40ГВт), это 4% потребностей ЕС. Число ВЭС достигнет 6800. При этом инвестиции составят 10,4 млрд евро (40% расходов ЕС на энергетику). К 2030 г. мощность ВЭС вырастет до 150 ГВт - 12.8-16,7% потребностей ЕС, а ежегодные инвестиции до 17,1 млрд. евро. Головокружительный подъем.

Однако, чтобы реализовать столь амбициозные планы, ветроэнергетике потребуются... вертолеты, много вертолетов. Европа первой открыла ценность использования вертолетов для обслуживания ВЭС. Операторы заключили первые соглашения (Bond Air Services в Великобритании, Bristow в Северном море, UniFly вдоль датского побережья). В перспективе у вертолетчиков есть реальные шансы на выгодные контракты. С экономической точки зрения, простой станции мощностью 6 МВт составляет 1000 ф.ст. в час, в день 24000 ф.ст. (один день простоя ВЭС равен 3,9 летного часа вертолета, для современных ВЭС - 6,5 летных часов). Регламентные работы должны выполняться через 400 часов (раз в полгода). С учетом неплановых работ каждой станции потребуется три визита в год. В результате, на 1000 станций - 6000 часов налета в год. На 6800 станций - не менее 20 вертолетов (класса ЕС135). С увеличением удаления от береговой черты могут потребоваться средние и тяжелые вертолеты, такие как ЕС225/AS332L и S-92. В течение ближайших 10-20 лет число ВЭС, а значит и нужды на ТОиР, а также удаление от береговой черты будут только увеличиваться (в 2010 г. среднее удаление станций от береговой черты составляло 35,7 км). Правда, есть некий пессимизм, связанный с жизнеспособностью вертолетного бизнеса. Но в условиях неспокойного моря у вертолетов нет конкурентов. Они остаются единственным транспортным средством для доставки вахт (в том числе с использованием лебедки), перевозки грузов на внешней подвеске и поисково-спасательного обеспечения. По сравнению с морскими судами, у вертолета целый ряд преимуществ, включая оперативность, время реакции, частоту перемещений, время простоя и затраты.

В условиях, когда волнение в нефтегазодобыче из-за роста расходов на добычу серьезно притормозило вертолетный бизнес, ветряные электростанции вполне могут дать работу офшорным вертолетам. С точки зрения организации безопасности полетов, законодательства и готовности сервисной базы, модели обслуживания ветряных электростанций и морской нефтегазодобычи очень близки (офшорные операторы уже выполнили 15000 подъемов ВЭС с использованием бортовых лебедок без единого авиационного происшествия). Офшорные вертолеты могут существенно раздвинуть рамки своего применения. И тогда нас ожидает еще более фантастическая картина, когда к ветряным станциям устремятся сотни вертолетов, которые надежно свяжут их с большой землей....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка