О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропортовые сборы улетают от госконтроля

Госрегулирование тарифов и сборов в аэропортах может быть отменено, говорят в ФСТ. Существующая сейчас система изжила себя, считают участники аэропортового бизнеса, и не соответствует мировой практике

Госрегулирование тарифов и сборов в аэропортах может быть отменено, говорят в ФСТ. Существующая сейчас система изжила себя, считают участники аэропортового бизнеса, и не соответствует мировой практике. Главным критерием снятия прямого регулирования должен быть анализ рынка, предупреждают в ФАС.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) намерена отказаться от прямого регулирования тарифов в морских портах и аэропортах. Об этом сообщил на совещании ведомства его глава Сергей Новиков.

"Мы предлагаем на сегодняшний день практику реализации пилотного проекта, который есть в Петербурге (в Большом порту Санкт-Петербурга), расширить существенным образом, с тем чтобы уйти от прямого ценового регулирования", - цитирует Новикова "Интерфакс". По словам чиновника, "субъекты естественных монополий останутся субъектами естественных монополий", но в ведомстве планируют перестать жестко ограничивать ценовые ставки и перейти к режиму мониторинга. "Это является магистральным путем для поэтапной, постепенной либерализации", - сказал Новиков.

Такая система, по мнению главы ФСТ, позволит решить две задачи. Расширить возможности компаний, работающих в морских портах и аэропортах, по выстраиванию ценовой политики. И гарантировать защиту потребителей, если "регулируемый субъект начнет вести себя неадекватным образом". По словам Новикова, ФСТ сможет вернуться к прямому ценовому регулированию и ограничить установленные компанией ставки.

Представители аэропортового бизнеса поддержали инициативу ведомства, пояснив, что она соответствует мировой практике.

ФСТ утверждает для аэропортов пять аэропортовых сборов и тарифов: взлет-посадка, авиационная безопасность, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров и сверхнормативная стоянка.

Согласование происходит по следующей схеме: аэропорт, разработав тарифную сетку, обращается к региональному подразделению ФСТ, оно дает свое заключение, после чего аэропорту необходимо согласовать тарифы в местном управлении Росавиации, затем в Минтрансе и, наконец, в центральном аппарате ФСТ.

"Процедура занимает не менее полугода", - сетует Виктор Горбачев, глава ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации стран СНГ.

Процесс пересмотра аэропортовых сборов излишне затянут, подтверждают в Домодедово. "Это ухудшает конкурентное положение аэропортов по сравнению с конкурирующими аэропортами Европы, а также ухудшает инвестиционный климат в аэропортах, - поясняет представитель аэропорта. - К тому же длительность процедуры не позволяет производить плавное изменение сборов, более удобное для потребителей".

"Мы, например, даже больше страдаем от того, что не можем опустить тарифы, - говорит представитель аэропорта Уфы Тагир Мухаметшин. - Регулирование тарифов нам только вредит".

Конкуренция между аэропортом Уфы и крупными аэропортами в соседних с Башкирией республиках высока, поясняет он: "Мы рады бы опустить цену, лишь бы компании летали к нам".

С 11 апреля 2012 года взлет-посадка в международном аэропорте Уфы для российских авиакомпаний стоит 269 рублей за тонну максимальной взлетной массы, с 21 февраля - в аэропорте Курумович (Самара) - 359 рублей, в Кольцово (Екатеринбург) по состоянию на 26 марта этого года - 424,3 рубля, в аэропорте Казани (действуют с сентября 2011 года) - 360 рублей. Тариф московского Домодедово - 156 рублей.

В Международной организации гражданской авиации (IKAO) считают, что вмешательство государства в экономику аэропортов в условиях конкуренции необходимо только в части пресечения нарушений, напоминают специалисты. "Каждый европейский и американский аэропорт ежегодно разрабатывает тарифы, которые затем обсуждаются с авиакомпаниями, базирующимися в аэропорте, - говорит Горбачев. - Итоговое решение принимается совместно. Если же аэропорт необоснованно поднимает сборы, то теряет своих клиентов. Особенно в США, где расстояние между аэропортами 50-70 миль и конкуренция велика".

"Согласование тарифов между аэропортом и авиакомпаниями, вся вычислительная работа происходит на корпоративном уровне", - добавляет директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг. "В европейской практике регулирование сборов госорганом производится только при невозможности достижения соглашения между аэропортом и авиакомпанией", - сказали в Домодедово.

На этапе становления рыночных отношений регулирование тарифов было необходимо, но сейчас его надо снимать, считает Горбачев. Но он не верит, что ФСТ откажется от этих функций в краткосрочной перспективе. "Мы еще пять лет назад выходили на ведомство с подобной инициативой, но только сейчас сдвинулись с места", - говорит гендиректор ассоциации "Аэропорт".

"В ФСТ есть все компетенции принимать подобные решения, но нельзя однозначно везде прекратить госрегулирование, - уверен начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Руттенберг. - Логично прекращать его там, где действительно есть конкуренция".

В основе принятия таких решений должен лежать анализ рынка, поясняет он. По мнению Руттенберга, вопрос снятия регулирования тарифов в аэропортах сложнее, чем ситуация с портами. "Аэропорт - это большой комплекс, находящийся под управлением главного оператора, - напоминает он. - И здесь надо быть еще более взвешенным"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка