РИА "Новости"
17 апреля 2012, 15:31
Эксперты: сокращение отпусков не решит проблему дефицита пилотов
Предложение "Аэрофлота" сократить отпуск пилотов логично и оправдано с точки зрения поддержания конкурентоспособности компании, но не решит проблему дефицита летного состава; кроме того, для обоснования таких мер нужны масштабные медицинские исследования
Глава крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" Виталий Савельев направил в Минтранс РФ письмо с предложением рассмотреть возможность сократить отпуск летного состава с 70 до 48 дней. Савельев, в частности, обосновывает свою позицию тем, что приказ министерства гражданской авиации СССР о продолжительности отпуска пилотов вышел еще в 1986 году, когда техника была менее совершенной, а нагрузки были выше. Кроме того, глава "Аэрофлота" ссылается на опыт западных коллег-авиаперевозчиков, у которых летный состав отдыхает от 45 до 48 дней в году.
В Минтрансе не стали комментировать ни факт получения письма, ни саму инициативу по сокращению отпусков.
Пилоты без отпусков
Проблема с отпусками летного состава "Аэрофлота" и других российских авиакомпаний стоит на сегодняшний день особенно остро. В феврале московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков сообщал, что, в частности, летчики "Аэрофлота" не могут уйти в отпуска в связи с большим количеством рейсов и нехваткой пилотов. По словам прокурора, у некоторых пилотов задолженность по отпускам достигала 100 дней.
Первый заместитель Тюлькова Мурад Кехлеров, в свою очередь, заявлял, что безопасность полетов в московском транспортном регионе в 2011 году ухудшилась. В том числе, по его словам, было выявлено большое количество нарушений норм рабочего времени и времени отдыха пилотов.
В 2010 году "Аэрофлот" был вынужден принудительно отправлять своих пилотов в отпуска, поскольку налет некоторых приближался к 800 летным часам, которые были разрешены по российскому законодательству. Савельев тогда жаловался, что из-за ухода летчиков в отпуск авиакомпания была вынуждена приостановить полеты нескольких самолетов А320. Позднее сообщалось, что авиакомпании несут существенные убытки из-за уходящих в отпуск летчиков.
Президент Межгосударственной федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации Альфред Малиновский напомнил, что Минтранс в конце 1990-х годов принял решение увеличить количество ежегодного налета на одного летчика до 800 часов. В конце 2010 года Минтранс издал приказ, согласно которому продолжительность полетного времени с согласия пилота может быть увеличена до 900 часов в год. Однако это, по словам Малиновского, не решило проблему с дефицитом пилотов и дальнейшим развитием гражданской авиации.
Нужны исследования
Малиновский рассказал, что в 1997 году профсоюзная организация и ученые провели анонимные исследования, в ходе которых около 78% опрошенных пилотов сообщили, что главным фактором, влияющим на их работу, является усталость. "С тех пор ситуация не изменилась, а только ухудшилась", - отметил он.
Но с точки зрения работодателя инициатива о сокращении количества дней отпуска оправдана, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев: авиакомпании вынуждены сокращать отпуска в связи с дефицитом пилотом, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Однако прежде чем принимать такие решения, необходимо провести масштабные медицинские исследования в разных авиакомпаниях, как региональных, так и дальнемагистральных, - как сокращение отпускных дней отразится на пилотах и на авиационной безопасности, подчеркнул Пантелеев.
Малиновский, в свою очередь, отметил, что глава "Аэрофлота" ссылается на западные авиакомпании, где отпуск пилотов составляет от 45 до 48 дней в год. "Но Савельев обходит стороной следующий факт: пилоты западных авиакомпаний нарабатывают в месяц от 10 до 12 дней выходных, которые компонуются таким образом, что пилот может сделать для себя небольшой отпуск, а авиакомпания делает скидку для семьи летчика на ее перелет к месту отдыха", - указал эксперт.
Дефицит никуда не денется
Сокращение отпусков не устранит нехватку квалифицированного летного состава, а лишь отсрочит решение проблемы, считает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. По его словам, проблема заключается в том, что в России сокращается число профессиональных гражданских пилотов, причем происходит это на фоне уменьшения числа соответствующих образовательных учреждений.
По данным Росавиации, подготовку гражданского авиационного персонала в РФ сейчас осуществляют 15 учебных заведений, из них по летным специальностям - шесть учебных заведений.
"Более того, дефицит кадров будет только усиливаться, поскольку крупнейшие российские авиакомпании рассчитывают на значительный рост рынка гражданской авиации РФ, а следовательно, они расширяют и будут расширять свой авиапарк", - полагает эксперт.
Малиновский согласен с Маркиным и добавляет, что проблему нехватки кадров в гражданской авиации необходимо решать: пилоты военной авиации и летчики-испытатели не смогут в полной мере удовлетворить спрос на гражданских летчиков.
Между тем, замминистра транспорта РФ Валерий Окулов говорил ранее, что Минтранс рассчитывает в течение двух лет устранить нехватку пилотов в стране за счет программы подготовки кадров, которая начинает действовать с 2012 года. По ней в 2012 году будет подготовлено 500 пилотов, а в 2013 году - 600 пилотов.
В 2011 году в российские учебные заведения по специальности "Летная эксплуатация воздушных судов" было принято 790 студентов и курсантов, по специальности "Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" - 334 человека....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции