О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Власти пришли на летное поле

В УрФО активизировались работы по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры аэропортов. В основном они идут за счет федерального и региональных бюджетов и пока остаются малопривлекательными для инвесторов

В УрФО активизировались работы по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры аэропортов. В основном они идут за счет федерального и региональных бюджетов и пока остаются малопривлекательными для инвесторов. Ожидается, что в ближайшие три года из разных источников на развитие уральских аэропортов будет направлено около 40 млрд рублей. По мнению аналитиков, господдержка способна оживить этот сегмент экономики регионов и повысить его рентабельность. Эксперты полагают, что большинству уральских аэропортов не стоит стремиться за международным статусом, а следует сосредоточиться на внутренних рейсах.

Что хочет государство

В УрФО 28 аэропортов, из них семь международных, 19 региональных и два местных. В ФЦП "Развитие транспортной системы России 2010-2015" включены 15 аэропортов. До 2015 года государство намерено вложить в их реконструкцию более 23 млрд рублей, еще 17 млрд рублей будет привлечено за счет местных бюджетов и средств инвесторов. Начало большинства проектов запланировано на 2014-2015 годы. Согласно программе на территории ХМАО будет модернизировано больше всего аэропортов - в Когалыме, Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Урае. В ЯНАО поддержку получат аэропорты Надыма, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и Ямбурга. Помимо этого будут реконструироваться аэропорты Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Магнитогорска. В Росавиации признают необходимость господдержки региональных объектов для развития региональных и местных перевозок. "В последние годы мы отмечаем значительный рост объемов перевозок. Мы перевезли более 60 млн человек в 2011 году, но на долю региональных и местных перевозок приходится менее 5%. Это заставляет нас всех задуматься, что пора работать над тем, чтобы столицы субъектов России были связаны не только с Москвой, но также и между собой", - заявил глава Росавиации Александр Нерадько на профильном совещании в конце прошлого года в уральском полпредстве. Практически на всех 15 объектах, включенных в федеральную программу, государство берет на себя обязательство по проектированию и реконструкции взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, устройству водосточно-дренажной системы, реконструкции перронов и рулежных дорожек, ограждений аэродрома, замены светосигнального оборудования. Реконструкция объектов комплекса аэропортов будет осуществляться за счет "прочих источников финансирования". Пока же около 1 млрд рублей в этом году будет направлено на субсидирование региональных перевозок. Но при условии, что половину издержек на субсидии возьмут на себя регионы.

Что делают регионы

Реконструкции аэровокзальных комплексов в столицах регионов в большинстве случаев уже начались. Так, в рамках программы "Сотрудничество" власти Ямала и Тюменской области в этом году начнут глобальную реконструкцию международного аэропорта "Рощино" (г. Тюмень). После реконструкции площадь авиаузла увеличится в четыре раза, пропускная способность в три - аэропорт сможет принимать до 800 пассажиров в час. По проекту аэропорт станет шире на 18 м в сторону взлетных полос, вырастет вправо и влево. Появятся пять телетрапов для тяжелых самолетов, комфортные залы ожидания, кафе, дьюти-фри, увеличится число стоек регистрации, VIP-зал, а также площадь паркинга перед вокзалом. "Пассажиропоток превышает в четыре раза пропускную способность вокзала. Без налаженной работы транспортного авиаузла говорить о развитии региона и привлечении инвесторов в область не приходится. Современный аэропорт станет лицом областного центра", - прокомментировал проект глава Тюменской области Владимир Якушев. Кроме того, по мнению губернатора, на базе аэропорта необходимо создать транспортно-логистический узел. "Не следует ограничиваться ремонтом, необходимо стимулировать возникновение на базе "Рощино" целого блока инфраструктурных проектов - отеля, торгового центра, каргосклада, встроенных в общий план развития Тюмени как крупного, мультимодального транспортно-логистического узла", - считает он. На сегодняшний день на реконструкцию аэропорта из областного бюджета выделено 2,5 млрд рублей. Ожидается, что его реконструкция завершится в 2014 году.

Основные работы в аэропорту "Челябинск" начались еще в прошлом году. В марте этого года после ремонта и переоснащения был открыт зал международного вылета. В результате модернизации полезная площадь накопителя увеличена с 455 до 670 кв. м, число посадочных мест возросло с 150 до 320. Для удобства пассажиров увеличена площадь магазина беспошлинной торговли дьюти-фри, открыты бизнес-зал и кафе. Кроме того, упрощена процедура предполетного контроля: организован "зеленый" коридор, увеличилось количество кабин паспортного контроля. По словам директора аэропорта "Челябинск" Владимира Реунова, это только первый этап реконструкции - к осени планируется завершить пристрой к международному сектору, чтобы увеличить его площадь до 1,1 тыс. кв. м. После модернизации залы смогут принимать одновременно пассажиров трех рейсов вместимостью по 150 человек или одного авиалайнера, рассчитанного на 300-360 человек. К концу лета в порядок будет приведен фасад здания. "У нас стоит задача привести за 2012 год существующую инфраструктуру в порядок и начать поиск инвесторов для строительства нового здания", - пояснил господин Реунов. "Первое впечатление от Челябинска иностранцы получают именно в аэропорту, - рассказал губернатор региона Михаил Юревич. - Сейчас все сделано, как в лучших аэропортах мира. Были очереди на паспортный контроль, теперь меня заверили, что их не будет. В текущем году планируется, что наш аэропорт обслужит 1 млн пассажиров. Цифра приличная, но нужно стремиться к 3 млн". В прошлом году масштабным проектом для челябинского аэропорта стало и строительство альтернативного топливозаправочного комплекса. Инвестиции в него составили 150 млн рублей, а его вместимость оценивается в 1,6 тыс. тонн авиакеросина. Введение объекта позволит уйти от монопольного положения единственного на сегодняшний момент ТЗК - аэропорт "Челябинск" обслуживает ТЗК "Лукойл-Аэро". "Снижение стоимости заправки топливом создаст необходимые условия для привлечения в аэропорт новых авиакомпаний и расширения присутствия уже имеющихся", - считает Владимир Реунов.

Развивать международные перевозки намерен и аэропорт "Курган". На сегодняшний день речь идет о Турции и Египте. Ожидается, что первый международный рейс может быть запущен через полтора года. Впрочем, в аэропорту об этом говорят осторожно и в настоящее время сосредоточились на выполнении ранее заявленных планов по наращиванию пассажиропотока. В 2011 году аэропорт перевез около 30 тыс. пассажиров (за 2010 год было перевезено всего 16,7 тыс. пассажиров). В 2012 году пассажиропоток планировалось увеличить почти в два раза - до 40-43 тыс. человек. Однако эти планы аэропорту пришлось растянуть по срокам из-за ухода с рынка в прошлом году "Авиановы", которая в среднем ежемесячно перевозила около 65-70% от общего числа пассажиропотока. До декабря на московском направлении из Кургана летал только "Руслайн", после чего аналогичные рейсы стала выполнять компания UTair. Однако в начале этого года "Руслайн" прекратил полеты из-за низкой рентабельности. Ожидается, что на московском направлении в этом году начнет работать "Трансаэро", а с начала летнего сезона еженедельные рейсы в Сочи и Анапу будет выполнять компания "Оренбургские авиалинии". В правительстве Курганской области заявляют о необходимости рейса Курган-Екатеринбург, но признаются, что не готовы субсидировать этот рейс. При этом аэропорт находится в стадии банкротства, в апреле 2009 года была начата процедура, а с целью восстановления платежеспособности предприятия в ноябре того же года введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев. Кредиторская задолженность ОАО "Аэропорт Курган" составляет 124,7 млн рублей, в реестр требований включены требования 16 кредиторов. Покрыть задолженность аэропорт планировал за счет допэмисии. Совет директоров рассмотрит этот вопрос 27 апреля.

Самым успешным инвестиционным проектом в УрФО на сегодняшний день остается международный аэропорт "Кольцово" (входит в ГК "Ренова"). К его масштабной реконструкции в рамках частно-государственного партнерства "Ренова" приступила в 2003 году. На данный момент компания вложила в "Кольцово" 8 млрд рублей, государство - 4 млрд рублей. Только с 2007 по 2009 годы запущены новые международный и внутренний терминалы, гостиница "Анжело", железнодорожная станция для аэроэкспресса, аэронавигационный комплекс, реконструирована одна из двух ВПП - из федерального бюджета на это потрачено более 3,5 млрд рублей. В этом году федеральный бюджет на развитие аэропорта направил чуть больше 3 млрд рублей. В частности на эти средства будет расширен перрон, усовершенствована водосточно-дренажная система, оборудованы площадки для обработки самолетов жидкостями против обледенения, увеличено количество стоянок. Строительные работы начнутся в мае этого года, а завершатся в 2014 году.

Куда приведет поддержка

По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, рентабельность аэропортового бизнеса в среднем по стране, по данным Росстата, составляет 8-14%, в региональных аэропортах она находится в пределах 5-9%. Аналитики отмечают, что оживления в данном секторе экономики стоит ожидать только после глобального обновления основных фондов или же при активной поддержке государства. "Основной драйвер развития регионального аэропортового бизнеса, как и региональных авиаперевозок, - поддержка государства. В большинстве своем региональные перевозки и аэропортовое обслуживание низкорентабельны и не представляют большого интереса для частных инвестиций. Один из ключевых факторов, который отталкивает инвесторов, - изношенность инфраструктуры и ее несоответствие запросам рынка. Пока что частным инвесторам интересны лишь крупные аэропортовые комплексы, с внушительным пассажиропотоком", - считает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Петр Клюев подчеркнул, что первоочередной задачей федеральных властей в финансировании аэропортов УрФО является повышение их безопасности и модернизация. "Региональные порты УрФО не в полной мере соответствуют требованиям безопасности полетов. Это является сдерживающим фактором развития авиасообщения в округе, и в целом тормозит развитие его экономики. Решение этих проблем повысит привлекательность аэропортов для авиакомпаний", - отметил господин Клюев. Дополнительный стимул для развития региональных авиаперевозок, по его словам, будет получен за счет госсубсидий по перевозкам пассажиров. Субсидии привлекут в аэропорты клиентов, что в свою очередь станет сигналом для авиакомпаний. Постепенно рост конкуренции должен будет сделать региональные перевозки рентабельными, и необходимость в господдержке отпадет, считает эксперт.

При этом, по мнению аналитиков, наиболее перспективным для большей части небольших региональных аэропортов на ближайшее будущее является развитие внутренних рейсов в регионе. "Здесь есть приличный потенциал. За 2011 год межрегиональный авиатрафик в России вырос почти на 12% по сравнению с показателями 2010 года", - рассказал эксперт "БКС Экспресс" Богдан Зыков. Второе важное направление, по его мнению, развитие так называемых неавиационных услуг и получение с этого прибыли (магазины, кафе, парковки), при ограниченном трафике - это важнейший сегмент для генерации прибыли. "С международным статусом аэропортам с небольшим пассажиропотоком, в частности аэропорту Кургана, я бы не советовал спешить, ведь траты на содержание аэропорта тем больше, чем выше его статус, то есть сначала должен быть накоплен некий запас мощности - финансовой, инфраструктурной, имиджевой", - считает Богдан Зыков. Вместе с тем, по его словам, ставка на международный сегмент в аэропорту Челябинска оправдывает себя. С начала года пассажиропоток из челябинского аэропорта на внутрироссийских маршрутах вырос на 13% по сравнению с прошлым годом, а на международных рейсах - на 30%. "На мой взгляд, наряду с екатеринбургским "Кольцово" аэропорт "Челябинск" является одним наиболее успешных и перспективных авиаузлов в уральском регионе, что объясняется не только хорошим трафиком и численностью населения в этих регионах, но и грамотной политикой развития, а также поддержкой со стороны властей", - подытожил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Екатеринбург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка