О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хабы небесные

В России появятся первые аэропорты со статусом хаба

Компания "Интеррос" Владимира Потанина в партнерстве с "Кратосом" Игоря Каталевского учредила компанию "Интерпорт" для управления грузовыми активами в московском "Шереметьево" и красноярском "Емельяново". Это - первый опыт создания в России оператора по управлению грузовыми хабами в аэропортах.

Пока у "Интерпорта" 2 проекта - это строительство логистических хабов в аэропортах Шереметьево (Москва) и Емельяново (Красноярск). В их реализацию в ближайшее время запланировано вложить 100 млн долларов. "Примерно 50 млн долларов мы уже вложили, еще примерно 50 млн будем вкладывать в течении 1,5-2 лет", - уточнил в интервью телеканалу "Эксперт-ТВ" председатель совета директоров компании "Интерпорт" и вице-президент холдинга "Интеррос" Сергей Батехин. Предполагается, что инвестиции окупятся в течение 6-7 лет.

По словам Батехина, в отличие от железнодорожного, морского и автомобильного транспорта, отрасль грузовых терминалов в аэропортах пока находится в зачаточной стадии и имеет большие перспективы развития.

"Конкретной сделки пока у нас нет, но наша стратегия - построить цепочку из трех аэропортов, которые могли бы предоставлять услугу всем основным грузоперевозчикам, летающим через РФ, - прокомментировал Батехин выбор территориального расположения. - Красноярск нам близок, потому что там находится один из основных наших активов - "Норильский Никель"".

По словам Батехина, Красноярск находится на кросс-полярном географическом положении. Самолеты из Юго-восточной Азии в Америку летают через Северный полюс и Транссибирские маршруты, из Европы в Юго-восточную Азию и назад проходят так, что лететь через Красноярск им наиболее выгодно с точки зрения экономии топлива. "Для авиакомпаний это место, на наш взгляд, наиболее перспективное", - уверен Батехин.

Что касается Москвы, то это - естественный географический хаб, соединяющий Европу и Юго-Восточную Азию. Но реализовать это преимущество в авиаперевозках у России до сих пор не получалось - доля российских аэропортов в мировом грузообороте не превышает 1%, в то время как аэропорты Ближнего Востока демонстрируют одни из самых высоких темпов роста международного грузооборота: 8,1% в 2010 году, в том числе Дубаи - 6,1%, Доха - 14,7%, Абу-Даби - 7,0%, Бахрейн - 6,5% (по данным Минтранса).

Это отставание эксперты объясняют как раз отсутствием аэропортов со статусом хаба. Для того чтобы этот статус получить, аэропорт должен удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, это "способность организовать необходимое количество стыковок и отсутствие ограничений для их роста". Во-вторых, грузовой терминал должен иметь пропускную способность, превышающую потребность заказчиков на 30%. Для того, чтобы называться хабом, аэропорт также должен обеспечивать минимально возможное время стоянки и стыковки. Кроме того, аэропорт должен иметь программу развития и хабообразующую авиакомпанию.

Наличие хотя бы 2 аэропортов со статусом хаба позволит России получить часть международных транзитных потоков и, как следствие, повысить доходы от обслуживания судов, а значит, в перспективе, увеличит вложения в аэропортовую инфраструктуру.

"Если хотя бы часть грузов, которые сегодня летают вокруг нашей страны, можно было бы привезти к нам, то рост за счет транзитных перевозок был бы достаточно высок, - считает Батехин. - Если потенциал роста внутреннего потребления измеряется в обычном темпе роста ВВП - единицы, максимум десятки процентов, то транзитные перевозки - в разы, то есть, на порядок больше".

Как отмечает главный редактор "Транспортного обозрения" Алексей Синицкий, для того, чтобы занять значимое место в грузовых авиаперевозках, России может и не понадобиться более 3 хабов - во всяком случае, строительство первых объектов позволит оценить платежеспособный спрос и окупаемость инвестиций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка