Российская газета
26 апреля 2012, 15:53
"Бомбардировка" Воронежа не удалась
В небе над Воронежем разыгралось масштабное воздушное сражение
МиГ-29 СМТ готовится к вылету 50 минут - гораздо меньше, чем многие женщины в театр. За это время полтора десятка специалистов по шести направлениям совершают над самолетом более полусотни операций: от заправки необходимыми веществами до проверки всех систем. Каждая манипуляция фиксируется в специальном журнале и многократно проверяется.
Со стоянки выкатили десять самолетов. Топливом их заправляют сразу после посадки, сейчас от борта к борту передвигаются грузовики с азотом, кислородом, сжатым воздухом, ездит "масленка" - тележка с двумя видами смазки.
Когда истребитель заправлен, летчик забирается в кабину и запускает двигатели. По командам техника он выводит турбины на разные режимы (автомобилисты называют это "прогазовкой"), проверяет работу элеронов, закрылков, рулей высоты и направления, включает фары.
Когда все проверено, техник поднимает левую руку вверх. Летчик в ответ двигает левую руку вперед, увеличивая тягу двигателя. Правая рука техника указывает вперед. Самолет выкатывается из ряда и рулит на старт. Техник обязательно касается рукой его крыла - для удачи.
В ВВС служат суеверные люди. На их самолетах нет 13-х номеров, вместо "последний" они говорят "крайний" и не дают интервью перед вылетом.
Летчики начинают готовиться к полетам за сутки: постановка задач, оформление документов "для прокурора", самостоятельная подготовка, медосмотр (давление, температура, к полету готов? жалобы есть?) и снова постановка задач, уже с учетом метеорологической обстановки.
- "Синие" - противник то есть, - придут с запада. Мы - "красные". Восемь истребителей будут взлетать парами, каждая уйдет в свой сектор. При появлении целей командный пункт нас на них выведет, дальше как обычно: дальний ракетный бой. Если кто-то из противников после него уцелел, сближение и маневренный бой на коротких дистанциях, - рассказали летчики.
Прицел МиГ-29 СМТ, самолета поколения 4+, способен захватывать цели на дистанции до 100 километров во всем диапазоне высот: от 600 метров до 15 километров. Бортовая электроника позволяет обстреливать четыре цели одновременно. Но если дело доходит до ближнего боя, помимо ракет в ход идет спрятанная в левом борту 30-миллиметровая автоматическая пушка, самая легкая и скорострельная в мире.
- Брат-танкист спрашивает: а где пушка? - рассказал гвардии майор Александр Солодов. - Я ему показываю отверстие в борту. "Разве это пушка?" - скривился тот.
Отличительной особенностью СМТ являются два дополнительных топливных бака: один под фюзеляжем, другой горбом выступает за кабиной. Благодаря им истребитель напоминает сытого карася и способен продержаться в воздухе 2,5 часа.
По взлетно-посадочной полосе проехала пожарная машина, сиреной разгоняя птиц. Начались полеты. Под завязку заправленные истребители долго разбегались и нехотя отрывались от полосы. Оставляя дымный след, исчезали в облаках. Первые две пары ушли направо, третья - налево, четвертая - прямо.
Из стеклянной башни командного пункта за ними наблюдали командир авиагруппы и командующий авиабазой. Первый руководил действиями своих летчиков, второй готовил сюрпризы. Когда истребители улетели, техники сошлись в курилку, а над аэродромом разлилась пронизанная солнцем мирная тишина, один из оставшихся на площадке МиГов внезапно запустил двигатели, по короткой "рулежке" выехал на ВПП и на форсаже свечой вонзился в небо. Сделал полубочку и ушел на запад.
- На учениях так часто бывает. Появляется на локаторе неожиданная отметка. "Чей борт?" - спрашивает командир, а генерал плечами пожимает: ваши действия? - сообщил Солодов.
И снова теплая тишина. В небе солидно прогудел Ан-24, над полосой пролетели две цапли. С теннисным жужжанием метались туда и сюда толстые шмели. Минут через 15 в небе над северным концом полосы появилась точка. Вскоре стал виден блеск фар - истребители возвращались с работы.
После приземления техники вновь осматривают и ощупывают весь самолет. Один интересуется у летчика замечаниями по работе матчасти. Другой лезет в воздухозаборник проверять лопатки турбин. Третий подключает к борту военный ноутбук и скачивает информацию. Четвертый здоровенной отверткой поворачивает 20 замков, снимает кусок обшивки, вынимает из спрятанного под ней прибора кассету и вставляет новую. И так далее.
- Полет удачный. Насколько могу судить по радиообмену, все задачи выполнены. Я свою цель поразил. По команде офицеров управления вышел на нее спереди снизу и на дистанции 60 километров произвел условный пуск, - рассказал командир эскадрильи Александр Забражный. - Мешали помехи, прицел срывался, а то бы поразил на большей дальности.
- Находился на дежурстве. По команде вышел на перехват цели. Обнаружил, захватил, произвел условный пуск ракеты средней дальности. Затем вышел в заднюю полусферу, сблизился, произвел опознание типа судна, бортового номера, - доложил стартовавший сверх плана Владимир Федосеев.
- Поставленные задачи выполнены. А раз военные летчики работают хорошо, мирные жители могут спать спокойно, - резюмировал командир авиагруппы гвардии полковник Купчин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 28, 2024
Индонезия надеется на возобновление прямого авиасообщения между РФ и Бали в 2024 году
Май 28, 2024
При проверке аэропорта Владивосток выявили нарушения трудового законодательства
Май 28, 2024
Актуальные вопросы разработки авиационных систем обсудили на XXI Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
Май 28, 2024
Аэропорт Ясный на Итурупе "прокачали" до новой категории