О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Билет в картель

ФАС подозревает "Донавиа", "Сибирь" и UTair в сговоре по билетам в Ростов-на-Дону

Антимонопольная служба подозревает "Аэрофлот", "Донавиа", S7 и UTair в ценовом сговоре. Компании воспользовались банкротствами дискаунтеров Sky Express и "Авианова" и синхронно снизили продажи дешевых билетов на перелеты между Ростовом-на-Дону и Москвой, считают в ФАС. Максимальная санкция, если нарушения будут доказаны, - оборотный штраф.

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило дело в отношении "Аэрофлота", "Донавиа" (дочка "Аэрофлота"), S7 и UTair.

Компании подозревают в сговоре при установлении цен на авиаперелет между Москвой и Ростовом-на-Дону.

Поводом для проверки ценовой политики авиакомпаний стали жалобы пассажиров, которые обратили внимание на повышение цен на перелеты между Ростовом-на-Дону и Москвой с декабря 2011 года. Заявители сочли, что повышение цен связано со снижением уровня конкуренции на рынке из-за банкротства компаний-дискаунтеров "Авианова" и Sky Express.

В январе - сентябре 2011 года около 25% пассажиропотока приходилось на авиакомпании, прекратившие полеты с октября 2011 года, - "Авианова", Sky Express, "Континент".

Уход с рынка этих компаний привел к тому, что к февралю 2012 года более 90% рынка стало приходиться на три авиакомпании - "Донавиа", "Сибирь" и UTair, констатировали в ростовском УФАС.

Представители антимонопольного ведомства выяснили, что ни одна из авиакомпаний с октября 2011 года не поднимала цены на этом направлении. Но анализ динамики продаж билетов в разрезе каждого тарифа показал, что в ценовой политике каждой авиакомпании прошли значительные изменения.

"Доля продаваемых менее дорогих билетов (около 2000 рублей) снизилась более чем в два раза, - сообщили в ростовском УФАС. - При этом доля более дорогих билетов (около 4000 рублей) также увеличилась вдвое".

Изменения ценовых политик авиакомпании в период с октября 2011 года по февраль 2012 года "предприняли относительно синхронно и единообразно", добавили в управлении.

В антимонопольном ведомстве считают, что в этих действиях может прослеживаться ценовой сговор компаний. Окончательное решение о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства комиссия примет после завершения рассмотрения дела, добавили в управлении.

"Это простой с точки зрения авиакомпании ход - вычистить низкие тарифные классы, оставить средние и высокие, - говорит гендиректор Aviacassa.ru Максим Побережник. - Все авиакомпании делают так в высокий сезон и высокие даты - например, на Новый год, или на 1 Мая, или 31 августа, - когда точно знают, что самолет будет забит битком".

Модифицирование долей тарифных планов на рейсе - стандартная практика управления его доходностью, подтверждает директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг. Изменение долей проводится на протяжении всего периода продаж - вплоть до совершения рейса.

Но аналитик не считает, что исчезновение "Авиановы" и Sky Express привело к резкому удорожанию билетов на региональных маршрутах.

В ноябре 2011 года "Аэрофлот", наоборот, снизил цены на маршруте Москва - Сочи, перехватывая пассажиров, летавших "Авиановой" и Sky Express, напоминает Вайсберг. Тариф "Аэрофлота" экономкласс "Промо" с вылетом в ноябре упал с 2,5 тыс. до 1 тыс. руб., на рейсы с вылетом в декабре - до 250 рублей. Снижение доходов от бюджетных пассажиров компания компенсировала за счет роста тарифов бизнес-класса (в Сочи проходила 40-я генассамблея европейских олимпийских комитетов).

"Естественно, когда пропадают конкуренты, державшие 25% рынка, как в случае с ростовским направлением, у компаний пропала необходимость держать цены на низком уровне, - говорит Вайсберг. - Но если авиакомпании смогли повысить средний тариф на рейс, не потеряв заполняемости, значит, позволил спрос".

Разбирательство со стороны антимонопольного ведомства, по мнению экспертов, не приведет к существенным изменениям практики ценообразования. "На любом направлении, где летают два-три перевозчика, фактор сговора очень высок, - признает Побережник. - Но это рынок, и именно он регулирует отношения компаний: будет больше авиакомпаний - будет выше конкуренция".

Максимум, что грозит авиакомпаниям, если ФАС докажет нарушения, это "оборотный штраф - процент от выручки, которую получили, по мнению антимонопольного ведомства, компании в результате сговора", поясняет Вайсберг.

"Но даже если будет штраф, ни "Аэрофлот", ни ""Сибирь", ни UTair от этого не пострадают", - добавляет он.

В октябре 2011 года арбитражный суд Тюменской области подтвердил решение ФАС о сговоре компаний UTair и "Ямал" на маршруте Тюмень - Сочи. Разница между тарифами экономического класса этих компаний летом 2012 года составила всего 90 рублей. Картина наблюдалась в течение трех лет (2008-2010 годы), выявили в управлении ФАС по области. Обе компании были оштрафованы на 2,6 млн рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка