АвиаПорт.Ru
2 мая 2012, 16:12
Чтение в полете - не в пролете
Бортовой журнал не только средство развлечения в самолете, но и рекламный носитель. "АвиаПорт" выяснил, как должен выглядеть идеальный инфлайт и насколько выгодно его издавать
История создания инфлайта
История создания инфлайта берет свое начало с 60-х годов XX века, когда американская авиакомпания Pan American первой начала его издание. В России же первый бортовой журнал появился в 1990 г. и назывался Leningrad News. Его издавали в Швеции на английском языке для иностранцев, прилетающих в Ленинград. Через год журнал сменил название на St.Petersburg News. Позже он обрел свое сегодняшнее название - Inflight Review. Со временем на международных рейсах стало больше россиян, чем иностранцев, поэтому статей на английском языке стало меньше и появились материалы на русском. В 1995 г. Inflight Review перешел от шведских издателей к российским (сейчас журнал издает "Издательский дом СПН"). Так зародился рынок бортовых изданий в России.
Когда? Сколько? О чем?
Современное бортовое издание не сильно отличается от своих предшественников и представляет собой глянцевый информационно-развлекательный журнал. Как правило, перевозчики отдают выпуск бортового журнала издательствам на аутсорсинг, при этом политику издания определяет авиакомпания, так как журнал, в первую очередь, отражает ее информационную и маркетинговую политику. В свою очередь издательство ответственно за формат и содержание журнала. Инфлайты различных перевозчиков по структуре содержания похожи друг на друга и содержит в себе статьи на такие темы как: путешествия, культура и искусство, спорт, технологические новинки, кухня, мода, развлечения, новинки музыки, кино и книг и пр.
Главное правило всех бортовых журналов - никакой негативной информации даже в рекламных макетах! Пассажир на борту самолета должен быть спокоен и расслаблен.
Кроме того, в журнале обязательна публикация информации о деятельности авиакомпании - о новых направлениях, пополнение парка ВС. Также в журнале обязательно публикуется информация, которая может быть важна для пассажира перевозчика - информация о правилах регистрации, нормах провоза багажа, программах для часто летающих пассажиров.
"Вместе с рекламными блоками общий объем информации, касающийся деятельности авиакомпании, составляет около 20% общего объема всего журнала. За наполнение этих блоков ответственность несет сама авиакомпания", - рассказывает представитель авиакомпании "ЮТэйр" Анастасия Кириллова. У "Уральских авиалиний" на подобную информацию отводится 22 страницы - примерно 10% объема.
Периодичность выхода бортовых журналов бывает различной. Некоторые журналы выходят раз в месяц, есть журналы, которые выходят один раз в два месяца или даже один раз в квартал. Достаточно часто встречаются случаи, когда издатель сдваивает один-два номера журнала в год в периоды "низких" сезонов в авиаперевозках.
Тираж бортовых журналов у каждой авиакомпании свой. Как правило, тиражи бортовых журналов рассчитываются исходя из среднего объема пассажиропотока. Так, например, у "Аэрофлота" и "Сибири" бортовой журнал выпускается тиражом 100 тыс. экземпляров, "Трансаэро" - 85 тыс. экземпляров, у "России" и "ЮТэйр" - 70 тыс., у "Уральских авиалиний" - 50 тыс., а у "Якутии" - 6 тыс.
Однако, крупнейшие авиакомпании не ограничиваются изданием одного журнала. Так, "Аэрофлот" выпускает помимо инфлайта "Аэрофлот" еще и "Аэрофлот Premium", "Аэрофлот Style" тиражом 20 и 70 тыс. соответственно. У "Трансаэро" есть "Трансаэро Imperial".
К примеру, бортовой журнал авиакомпании S7 ("Сибирь") издается раз в месяц тиражом 100 тыс. экземпляров при участии двух издательских домов - ООО "Инфлайт Интертеймент Групп" и Sanoma Independent Media. Согласно информации, опубликованной на сайте издательского дома, аудитория номера составляет более 580 тыс. человек. Журнал издается на русском языке, содержит специальный раздел для детей - так называемые детские страницы, а информация об авиакомпании, опубликованная в журнале, переведена на английский язык.
У перевозчиков нет единого мнения о целесообразности "разбивки" бортовых журналов по целевым аудиториям: например, выпуска отдельных журналов для детей или англоговорящих пассажиров. Так, в "ЮТэйр" считают, что "разбивка" формирует дополнительные сегменты читателей. "Однако в нашем журнале нет определенных "разбивок". Для того, чтобы, например, занять детскую аудиторию во время полета в журнал специально включен такой раздел как "Развлечения на борту" с рубриками "Шахматы" и "Комикс", - отмечает А.Кириллова.
Кто платит?
Авиакомпании достаточно редко инвестируют какие-либо средства в бортовой журнал. Как правило, финансовые отношения издательского дома с авиакомпанией, которая заказывает выпуск бортового журнала, выстраиваются на основе роялти - фиксированной суммы, которую издатель регулярно выплачивает авиакомпании. При этом все или большую часть расходов издатель берет на себя. Вследствие этого на старте выпуска любого бортового журнала издателю приходится инвестировать в проект от 10 до 30 млн. руб., а на их возврат можно рассчитывать через 1-2 года.
Для большинства перевозчиков печать бортового журнала рентабельна и самоокупаема. Так, в пресс-службе "Уральских авиалинии" отметили, что себестоимость одного экземпляра составляет 80-100 рублей, в зависимости от количества страниц.
Однако бывают случаи, когда авиакомпания финансирует выход бортового журнала. Как правило, это связано с тем, что перевозчик по каким-нибудь причинам не может обеспечить достаточную, качественную аудиторию, что приводит к невозможности финансирования журнала за счет рекламных сборов. Например, для авиакомпании "Якутия" выпуск бортового журнала не окупается. "Это имиджевый проект, который направлен на повышение узнаваемости бренда и сервиса", - отмечает руководитель пресс-службы перевозчика Татьяна Самсонова.
Между тем, в большинстве случаев бортовой журнал является не только имиджевым проектом, но и весьма доходным бизнесом. Согласно информации авиакомпании "Кубань", большинство пассажиров приобретают билет туда-обратно, поэтому могут дважды изучить рекламные материалы. Кроме того, пассажир может забрать свой экземпляр журнала с собой. Аудитория журнала обеспечивается автоматически, контент журнала, как правило, однообразен, с распространением проблем также не возникает. Бортовой журнал лакомый кусок для рекламодателя. Самолетами летают преимущественно люди со средними и выше среднего доходами, и в качестве рекламодателей в инфлайты привлекаются компании, производящие продукты или услуги класса люкс....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции