О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Superjet исчез как напоказ

В Индонезии во время демонстрационного полета пропал новейший российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. На борту, включая экипаж, находились 50 человек

В Индонезии вчера во время демонстрационного полета пропал новейший российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). На борту, включая экипаж, находились 50 человек - восемь россиян и граждане других стран. На момент сдачи этого номера "Ъ" в печать поиски пропавшего борта никаких результатов не дали. Версии ЧП вчера рассматривались самые разные - от технической неисправности до похищения самолета. На сегодняшний день именно с проектом SSJ 100 были связаны основные коммерческие планы и надежды российского гражданского авиапрома.

Это было первое в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета. В ходе него Sukhoi Superjet должен был посетить шесть стран. 3 мая самолет участвовал в выставке KADEX-2012 в Казахстане, 5 мая был в Пакистане, 7 мая - в Мьянме. После 9 мая самолет должен был отправиться в Лаос (показ был запланирован на 11 мая), а 14 мая - во Вьетнам.

Программа этой азиатской презентации прервалась вчера, причем самым драматическим образом. В среду, совершая показательный полет в Индонезии, SSJ 100 с бортовым номером 97004 пропал с экранов радаров примерно в 40 морских милях от аэропорта Джакарты. Как сообщили "Ъ" в Министерстве промышленности и торговли (расследованием исчезновения самолета будет заниматься именно оно), "самолет Sukhoi Superjet 100 совершал второй демонстрационный полет в рамках программы демонстрационных полетов в Индонезии" (по данным "Ъ", он должен был продолжаться примерно 40-50 минут). "Первый демонстрационный полет прошел штатно,- добавили представители министерства,- полет выполнялся из аэропорта Халим (Джакарта.- "Ъ"). Предполетная подготовка была проведена в полном объеме и технически самолет был полностью исправен". "По информации из Индонезии, связь с самолетом прервалась через 20 минут после начала полета, в 14:21 по местному времени",- добавили в Минпромторге, отметив, что "на данный момент факт катастрофы не подтвержден", поэтому комиссия по ее расследованию еще не создана. "Ведутся поисковые работы, создан оперативный штаб",- сказал представитель Минпромторга. Вчера же в Индонезию должны были вылететь руководители Росавиации (Александр Нерадько), Объединенной авиастроительной корпорации (Михаил Погосян) и Минпромторга (Денис Мантуров).

Как рассказали представители индонезийских служб аэропорта, с которого поднимался в воздух самолет, когда воздушное судно уже направлялось обратно на посадку, пилоты запросили разрешения снизиться с высоты 3 тыс. м до 1 тыс. Самолет пошел на снижение, но на высоте около 2 тыс. м исчез с экранов радаров. Одновременно пропала и связь с ним. В это время самолет находился в районе населенного пункта Богор (провинция Западная Ява) и горы Салак (высота около 2160 м).

До наступления ночи с установленного на борту аварийного маяка международной системы КОСПАС-SARSAT не поступало никаких сигналов (как это должно было бы быть в случае приводнения или столкновения с возвышенностью). Кроме того, экипаж не сообщал о каких-либо неполадках.

В Национальном поисково-спасательном управлении и в Министерстве транспорта Индонезии на звонки "Ъ" вчера никто не ответил. Однако пресс-секретарь национального поисково-спасательного управления Гагах Пракосо сразу после ЧП сделал заявление для СМИ, в котором говорится, что индонезийская сторона "не уверена в том, имела ли место катастрофа".

По его словам, к месту возможного падения направлены спасатели, но пока они вынуждены передвигаться по земле, поскольку с наступлением ночи поиски с воздуха отложили до утра.

Отметим, что по международным законам расследованием авиакатастроф занимаются соответствующие органы тех стран, где ЧП произошло. Однако широко практикуется привлечение экспертов страны-производителя, а также представителей предприятия, на котором было изготовлено воздушное судно.

По предварительным данным, на борту находились восемь россиян и 42 гражданина других стран (по одному представителю США, Италии и Франции, остальные индонезийцы - все представители авиакомпаний и местные журналисты). Пилотировал самолет шеф-пилот Александр Яблонцев, вторым пилотом был Александр Кочетков, а штурманом - Олег Швецов. Кроме того, в самолете находились бортинженер Алексей Киркин, а также ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов. Также в демонстрационный полет отправились заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

Как рассказали "Ъ" вчера пилоты, работавшие с Superjet, Александр Яблонцев считается среди коллег едва ли не лучшим специалистом по Superjet 100, он поднимал в воздух первый самолет этого типа. "Экипаж самолета был опытный и имел достаточный налет",- подчеркнули в авиапроме.

Авиационные власти Индонезии вечером выдвинули целый ряд версий, в том числе и о захвате самолета неизвестными лицами. Собеседники "Ъ" в российском авиапроме уверены, что вариант с захватом судна наименее возможен: количество топлива на борту было рассчитано лишь на два небольших демонстрационных полета (причем один из них самолет уже выполнил), поэтому смысла в угоне не было. Другая версия - плохие погодные условия - выглядит более вероятной. "Крайне маловероятно, чтобы Яблонцев не справился с управлением, SSJ практически его родная машина,- говорят коллеги пилота.- Но погодные условия действительно были очень плохими". Еще одна версия - техническая неисправность - также возможна, сходятся во мнении собеседники "Ъ". Однако сказать об этом точно можно только после того, как самолет найдут и специалисты получат к нему доступ.

Эксплуатанты и заказчики SSJ пока наотрез отказываются обсуждать свои действия в отношении самолета по итогам ЧП. SSJ начал коммерческие полеты в 2011 году, первую машину получила "Армавиа", затем "Аэрофлот", который сейчас эксплуатирует шесть самолетов. Вчера ни "Армавиа", ни "Аэрофлот" не сообщали о приостановке полетов SSJ. Главный редактор отраслевого издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отмечает, что "профессионалы относятся с пониманием к такой ситуации". "Безусловно, никто не будет делать вид, что ничего не случилось, но, что касается продаж, все будет зависеть индивидуально от каждого конкретного заказчика",- поясняет эксперт. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак согласен, что к массовому отказу от покупки SSJ катастрофа не приведет. "Бывали случаи, когда новый самолет разбивался на стадии экспериментальных полетов или начальной эксплуатации и затем получал широкое распространение,- рассказывает Борис Рыбак.- Кроме того, у программы SSJ серьезная политическая поддержка, в том числе в продажах, они не зависят напрямую от коммерческих или технических характеристик самолета"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка