О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рекламная трагедия

Российский самолет Sukhoi SuperJet 100 исчез с радаров во время демонстрационного полета

Лайнер Sukhoi SuperJet 100, с которым российские авиационные власти связывают надежды на возврат на международные рынки авиатехники, пропал в Индонезии во время рекламного турне по странам Азии. К моменту сдачи номера в печать его местонахождение не было обнаружено, судьба экипажа и пассажиров неизвестна. Какой бы ни оказалась причина происшествия, оно нанесет ощутимый удар по репутации отечественного авиапрома.

"Суперджет" с бортовым номером 97004 отправился в турне, чтобы продемонстрировать свои возможности потенциальным покупателям в шести странах Азии: Казахстане, Пакистане, Бирме, Индонезии, Лаосе и Вьетнаме. Покинув Москву 2 мая, он прибыл в индонезийскую столицу Джакарту 8 мая и успел совершить там два коротких демонстрационных полета: один в тот же день, а второй - на следующее утро. Во время третьего полета, 9 мая, самолет пропал с экранов радаров. Аварийные маяки, которые должны были сработать при ударе машины о землю или при падении в воду, не подали никаких сигналов. Поисковый вертолет, высланный индонезийскими военными, не нашел следов катастрофы. Местные власти даже объявили, что не исключают версию угона воздушного судна, не уточнив, правда, подозревают ли они в этом какую-то конкретную группу или организацию. С наступлением темноты поиск с воздуха был прекращен до следующего дня. О судьбе тех, кто находился на борту SSJ-100 во время злополучного демонстрационного полета, ничего не известно.

Основным источником информации из Индонезии вчера стали российские журналисты и известный блогер Сергей Доля, сопровождавшие "Суперджет" в рекламном турне. Как они передали, по уточненным данным индонезийских властей, на борту пропавшего самолета находились 50 человек, из них восемь россиян - экипаж и сотрудники службы продаж "Сухого". Остальные - в основном индонезийские журналисты, но также два итальянских гражданина, француз и американец. Руководство одного местного журнала сообщило, что мобильные телефоны двух его сотрудников, находившихся на борту, принимают сигнал, но трубку никто не поднимает. Больше никаких признаков существования лайнера вчера обнаружено не было. В Twitter, правда, появилась запись, автор которой утверждает, что находится на борту пропавшего лайнера и что с ним все в порядке, не считая проблем со связью. Однако информация не вызвала доверия у других пользователей соцсети, в том числе у Сергея Доли. Пресс-секретарь ОАК Ольга Каюкова передала из Джакарты официальный комментарий: "Полет выполнялся из аэропорта Халим. Предполетная подготовка была проведена в полном объеме, и технически самолет был полностью исправен. По информации из Индонезии, связь с самолетом прервалась через 20 минут после начала полета, в 14.35 по местному времени. Сейчас ведутся поисковые работы, создан оперативный штаб".

Кризисный штаб создан был также в Москве. Вечером стало известно, что глава ОАК Михаил Погосян, а также чиновники Минпромторга и сотрудники Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета срочно вылетают в Индонезию, чтобы участвовать в расследовании. Индонезийские власти в течение дня высказывали разные догадки о том, где именно мог потеряться самолет: на расстоянии от 40 до 120 км от Джакарты. "Ищут в районе горы Salak. Высота 7175 футов. Это в 32 милях от аэропорта", - сообщил ночью (по времени Джакарты) блогер Сергей Доля.

Азиатское турне было первой подобной акцией с тех пор, как год назад начались поставки SSJ-100 заказчикам. Этот ближнемагистральный самолет стал первым гражданским воздушным судном, разработанным в постсоветской России "с ноля", без использования советских конструкторских заделов, зато с применением новых технологий и принципов, позаимствованных у западных коллег. С ним российский авиапром связывает надежды на восстановление своих позиций на зарубежных рынках авиатехники. Вряд ли случайно в феврале 2011 года, буквально за несколько недель до того, как первый экземпляр SSJ-100 поступил в коммерческую эксплуатацию, президентом ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), объединяющего все российское самолетостроение, был назначен Михаил Погосян - глава холдинга "Сухой", где спроектировали новый самолет.

Сейчас SSJ летает в двух авиакомпаниях. Семь самолетов этого типа эксплуатирует "Аэрофлот", и еще один летает под флагом армянской авиакомпании Armavia. В портфеле заказов лежат 168 твердых контрактов на SSJ, рассказывал в феврале этого года Погосян. В числе заказчиков есть и иностранцы. В течение этого года, по словам представителей "Сухого", им планируется поставить десять "Суперджетов", в том числе четыре самолета - мексиканской авиакомпании Interjet, еще три - также мексиканской Sky Aviation, и три - лаосской Laos Central Airlines. Другие десять SSJ до конца года должны получить стартовые заказчики - "Аэрофлот" и Armavia.

Коммерческий расчет проекта SSJ построен на том, что до 2029 года ОАК сумеет продать примерно 800 таких машин. Чтобы выполнить эту задачу, компания нуждается в новых заказчиках, и азиатское турне было призвано произвести на них благоприятное впечатление. В ходе турне познакомиться с SSJ предлагали не только представителям коммерческих авиакомпаний, но и местным чиновникам, в том числе самым высокопоставленным. Так, в Астане на его борт поднялся президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В Мьянме самолет осмотрели местные военные, выразившие намерение купить две машины для нужд вооруженных сил страны. Ранее армия Мьянмы заказала в России два близких по классу самолета Ан-148, но отказалась от контракта после того, как одна из этих машин потерпела катастрофу в ходе заводских испытаний. 5 марта 2011 года во время учебного полета в Белгородской области разбился самолет Ан-148 - один из двух заказанных в России властями Мьянмы. Российские пилоты обучали летчиков из этой страны. В катастрофе погибли все шесть членов экипажа - четверо россиян и два гражданина Мьянмы. После этого заказчик аннулировал контракт.

Сходная трагедия омрачила украинско-иранский проект по совместной сборке самолета Ан-140 в Исфахане (Иран). 23 декабря 2002 года на подлете к Исфахану врезался в гору украинский самолет этого типа, направлявшийся на торжества по поводу первого вылета иранской версии машины. Погибло 44 человека - экипаж, а также руководители украинских и российских предприятий, участвовавших в проекте. Хотя сама по себе эта катастрофа не остановила сотрудничество, по разным причинам проект выпуска Ан-140 в Исфахане так и не набрал намеченный темп, ограничившись сборкой всего нескольких машин.

Чрезвычайные происшествия с Sukhoi SuperJet

6 мая 2012 года самолет Sukhoi SuperJet 100 при посадке в аэропорту Казани выкатился с взлетно-посадочной полосы и вернулся на нее, после чего пассажиров высадили.

16 марта 2012 года Sukhoi SuperJet 100, который направлялся в Астрахань, из-за проблем с шасси был вынужден вернуться в Москву. На борту самолета, совершавшего рейс компании "Аэрофлот", находилось 65 пассажиров. Сразу после взлета командир экипажа доложил о том, что створка переднего шасси не закрылась, и принял решение о возврате в аэропорт вылета.

25 декабря 2011 года самолет SSJ95 (модификации Sukhoi SuperJet 100) авиакомпании "Аэрофлот" не смог вылететь из Минска из-за неполадки с шасси. Устранить неполадку на месте не удалось, в результате было принято решение о возвращении самолета в Москву без пассажиров.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка