О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Индонезии найден пропавший Sukhoi Superjet-100

Обломки лайнера обнаружены на склоне горы. Туда направляются спасатели. Уже ясно: инцидент с новейшим самолетом ставит под сомнение амбициозные планы России выйти на мировой рынок авиастроения

"Есть координаты самолета. На высоте 5200 футов в районе горы Салак. Вылетели вертолеты для уточнения местоположения и состояния", - написал в своем Twitter фотограф Сергей Доля, который освещал демонстрационный полет SSJ-100, пропавшего 9 мая с экранов радаров, а сейчас находится в штабе поисковой операции. Доля также сообщил, что не будет комментировать случившееся до официального заявления.

На борту лайнера находились 50 человек - экипаж, менеджеры "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС), предствители потенциальных заказчиков. Показательный тур по азиатским странам задумывался для продвижения новики российского авиапрома на рынок Казахстана, Пакистана, Мьянмы, Лаоса, Индонезии и Вьетнама. Теперь авиапроисшествие, как считают эксперты, может нанести существенный репутационный ущерб по Superjet, но сам амбициозный проект ценой 34 млрд рублей, остановить вряд ли сможет.

9 мая российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии. Самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Экипаж самолета российский - командир воздушного судна, старший летчик-испытатель Александр Яблонцев, второй пилот, летчик-испытатель Александр Кочетков, штурман Олег Швецов. Кроме того, на борту находились полетный инженер Алексей Киркин, ведуший инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника летно-испытатального комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

- Первый прошел штатно. Самолет проверили. Все было в норме, пилоты - отличные мужики. Очень довольны самолетом, - сообщал Сергей Доля. - Во время второго полета Суперджет пропал с экрана радаров. Топливо уже должно закончиться. Я не полетел. Начались поиски. Все на нервах. Руки дрожат.

Самолет должен был вернуться на аэродром через полчаса полетов, но пропал с радаров. Перед этим экипаж запросил разрешение на снижение с 10 до 6 тысяч футов и после этого связь прервалась. По данным авиадиспетчеров, самолет облетел гору по часовой стрелке и начал резкое снижение. О судьбе машины ничего не известно, впрочем как и о судьбе пасажиров. На поиски борт в районе горы Salak - это в 32 милях от аэропорта - вылетели вертолеты, но поиск затрудняют плохие погодные условия - туман, дождь и гористая местность.

По словам пресс-атташе дипмиссии Дмитрия Солодова создан кризисный штаб, в который вошли представители двух стран России и Индонезии.

- С наступлением темноты поиск ведется с земли, прочесывают местность в том районе, где исчез сигнал, - говорит Солодов. - С рассветом будут возобновлены поиски с воздуха. Оповещены родственники членов экипажа и пассажиров, мы поддерживаем с ними тесный контакт.

"Отказ техники в полете маловероятен"

В российском представительстве "Гражданские самолеты Сухого" пока осторожны в оценках случившегося.

- Это был второй демонстрационный полет. После первого самолет прошел всю необходимую предполетную подготовку, - пояснил представитель "Гражданских самолетов Сухого".

Отметка с радаров не пропадает внезапно, это происходит только при разрушении самолета в воздухе, рассказывает на условиях анонимности один из пилотов, участвовавших в испытаниях Superjet.

- Версия захвата - полная ерунда, при этом отметка не пропадает с радаров мгновенно! Они запросили снижение с 3000 м на посадку, им дали 1800 м, но в районе аэродрома есть гора 2000 м, возможно они там... Не дай Бог, конечно, - переживает за своих коллег собеседник "Известий".

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает, что нельзя говорить о причинах катастрофы, пока не найдены обломки самолета.

- Мои друзья испытывали Sukhoi Superjet, и я знаю, точно, что машина очень надежная, - говорит Толбоев. - Но там, где сегодня летал самолет очень сложная рельефная местность. К тому же погодные условия меняются довольно резко. Впрочем, пока не найдены обломки, надо надеяться на лучшее.

По словам Толбоева, во время демонстрационных полетов ЧП случаются очень редко.

- К таким мероприятиям готовятся заранее. Выверяется и просчитывается досконально маршрут, ведь на борту находятся солидные люди, - поясняет Толбоев.

Того же мнения придерживается и военный летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследовании авиакатастроф:

- Отказ техники в показательном полете маловероятен. К тому же к демонстрационным полетам привлекаются только самые опытные летчики. В случае возникновения нештатной ситуации они бы успели сообщить о происшествии диспетчерам. Но самолет пропал внезапно. Поэтому здесь вероятны две версии: либо диверсия, либо повлияли погодные условия и произошло столкновение с землей, во что верить очень не хочется.

По словам Гусева, к расследованию ЧП скорее всего будут привлечены эксперты МАКа.

- Власти Индонезии могут полностью доверить расследование экспертам, но это маловероятно, - считает он. - Скорее всего, в комиссию войдут несколько специалистов из МАКа и фирмы-изготовителя. А ход расследования полностью будут контролировать индонезийцы.

"Программу Superjet уже не остановить"

Sukhoi Superjet - самый амбициозный проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Этим самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.

По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi SuperJet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания "Сухой" намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.

Главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.

- Чтобы не произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной сегодняшнего события, - говорит Пантелеев. - Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet - российский "Аэрофлот" и армянская Armavia - отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А "Гражданские самолеты Сухого" будут делать все возможное для того, чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.

- Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб, Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и международном рынке.

Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка