О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты согнули в дугу

Московские аэропорты планируют соединить одной железной дорогой к 2025 году

Московские власти решили соединить Домодедово, Внуково, а позднее и Шереметьево эстакадной железной дорогой. Это часть стратегии по развитию агломерации. Экспертная оценка стоимости высокоскоростной "дуги" - около $6 млрд. Между двумя первыми аэропортами планируется строительство крупнейшего выставочного центра.

Департамент экономической политики и развития Москвы представил стратегию социально-экономического развития города до 2025 года. Разрабатывать стратегию департамент и Российская академия народного хозяйства начали в июле прошлого года. Окончательная редакция проекта будет внесена на рассмотрение правительства города.

Рабочая версия документа, в частности, описывает концепцию возможной застройки территорий, присоединенных к Москве в 2011 году.

В июле прошлого года мэр города Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов после встречи с президентом Дмитрием Медведевым объявили о плане расширить территорию Москвы в западном, юго-западном и южном направлениях Подмосковья. Региональные правительства согласовали переход к городу территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.

Одно из центральных направлений реорганизации нового городского пространства (московские чиновники в рабочих материалах стратегии назвали его "мегапроектом") - создание Всемирного делового центра.

По плану властей, он должен "организационно координировать" застройку территорий от центра Москвы до аэропортов Внуково и Домодедово, также захватывающую Рублево-Архангельское и Сколково.

На указанных землях чиновники предлагают строить проекты "Аэрополис", "Международный финансовый центр", "Международный медицинский центр", а также пешеходно-туристический центр, который в стратегии называется "Московский Сохо".

"Аэрополис" соединит Внуково и Домодедово эстакадной высокоскоростной железнодорожной линией. Между аэропортами планируется создание выставочного центра "в новых условиях советской идеи ВДНХ". В дальнейшем ветка может дойти до Шереметьево.

В департаменте экономической политики и развития Москвы сказали, что дата конкурса для застройщиков еще не определена. Получить оперативные комментарии представителей аэропортов не удалось.

Строительство Всемирного делового центра планируется завершить до 2025 года. По итогам в департаменте ожидают "приток капитала в город и страну, пополнение доходной части бюджетов, рост валового внутреннего продукта и повышение качества жизни".

Сейчас на территории Москвы функционирует более 10 выставочных центров - Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), центральный выставочный центр "Экспоцентр", "Крокус-Экспо", выставочный центр "Сокольники", выставочный центр "Москва", Центральный дом художника и т. д.

По оценке Jones Lang LaSalle, Москве не хватает крупного выставочного комплекса площадью более 100 000 кв. м. К примеру, ВВЦ при общей площади в 370 тыс. кв. м располагает только одним современным корпусом площадью всего 53 000 кв. м.

"Рынок выставочных центров в Москве по сравнению с другими европейскими столицами на сегодняшний день недостаточно развит, - утверждает начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. - Проблема не только в количестве помещений, но и в качестве, например, больших выставочных комплексов. К примеру, камерные мероприятия можно проводить на территории "Красного Октября"; принять большие мероприятия могут считаные единицы".

В пресс-службе ВВЦ сообщили, что концепция развития выставочного центра в ближайшие несколько лет еще не определена. В "Экспоцентре" не смогли оперативно предоставить комментарий.

Целесообразность строительства подобного рода выставочного центра за пределами МКАД осторожно оценивает заместитель гендиректора "Крокус Интернешнл" Аркадий Злотников. "Загрузка трех самых крупных выставочных центров достаточно велика. Загрузка "Крокус экспо" в этом году может превысить 80%, но это тоже не полная загруженность. Если правительство Москвы считает, что развитие выставочного движения будет настолько велико, что возникнет необходимость в строительстве новых площадок, то тогда это верное решение. Но остается вопрос, как быть с небольшими выставочными центрами: скорее всего, им придется перепрофилироваться", - заметил он.

По его оценкам, срок окупаемости подобного проекта составляет около 10 лет.

Никуличева уверена, что развитие рынка выставочных центров будет происходить преимущественно за счет объектов за пределами МКАД. "Выставочные площади обязательно понадобятся в тех районах, в которые переедут административные и финансовые центры", - говорит она.

Но для эффективной работы выставочного центра недостаточно приближенности к авиационным узлам, уверен Злотников. "Необходимо подвести инфраструктуру доставки посетителей и экспонентов, строить транспортные развязки". Он напомнил, что после открытия станции метро "Мякинино" поток посетителей "Крокуса" увеличился в три раза.

В описании "Аэрополиса" указано только строительство эстакадной железной дороги, которая свяжет московские аэропорты, и центрального пересадочного узла с деловым и финансовым центрами.

Рассчитать стоимость прокладки километра эстакад участники строительного рынка не берутся, не зная деталей проекта. В марте в Минтрансе администрация Домодедово представила проект запуска легкорельсового скоростного трамвая от аэропорта до метро Красногвардейская. По расчетам управляющей компании, стоимость километра линии стоит около $23,5 млн.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций "Родос" Олег Скворцов говорит, что по сравнению со строительством железной дороги по земле эстакада стоит существенно дороже. Около $50 млн за 1 километр, без учета затрат на выкуп земель и перекладку коммуникаций, оценивает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. "С учетом данным расходов, проект может подорожать на 50-60%", - предупреждает Скворцов.

Длина эстакады составит около 80 километров. Соответственно, по экспертным оценкам, стоимость проекта может достичь $6 млрд.

Неудачный проект московского монорельса, который правительство Собянина решило закрыть, стоил около $47 млн за 1 километр - он не окупился.

"Но если возникнет дуга, которая соединит три аэропорта, - это будет прекрасное решение для пассажиров, в том числе транзитных. Сейчас, чтобы добраться из одного московского аэропорта в другой, нужно совершить путешествие", - солидарен с разработчиками стратегии Блинкин.

Он не ждет резкого роста нагрузки на автомагистрали с началом работы выставочного центра. "Большого трафика это не даст. Хотя нагрузка на действующие магистрали, конечно, увеличится", - утверждает эксперт.

Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов скептичен: "Авторам стратегии нужно ответить на вопрос, зачем связывать Домодедово, Внуково и Шереметьево в принципе". "В каждый аэропорт летают альянсами. Все пересадки транзитных пассажиров происходят непосредственно, в одном месте. Возможно, есть случаи, когда пассажир каким-то немыслимым образом вынужден садиться в один аэропорт, но улетать из второго. Но это скорее внутрироссийская история", - говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка