ТАНТК им. Бериева
14 мая 2012, 10:38
14 мая 2012 г. исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора и ученого Р.Л. Бартини
14 мая 2012 г. исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора и ученого Р.Л. Бартини
Примерами изобретательских решений Бартини могут служить:
1) монопланная схема для истребителя, полная уборка колеса велосипедного шасси при герметизации створок ниши, закрытая кабина летчика, механизм переменного передаточного отношения в проводке управления рулем высоты, испарительная система охлаждения двигателя с радиаторами-носками крыла и т.п. на "Стали 6";
2) оригинальная аэродинамическая схема крыла, позволяющая создавать "карман" для усиления экранного эффекта при посадке и защищать крыло от повреждений при посадке с невыпущенными шасси, уникальная прогрессивная технология изготовления планера из стали и ряд других находок на самолете "Сталь-7", позволивших в 1936 г. достичь едва ли не рекордной весовой отдачи на "рядовом" самолете (56, 3%) и рекордных для того времени летно-технических параметров, реализованных затем в одном из отечественных бомбардировщиков дальней авиации - Ер-2;
3) оригинальная конструкция днища ДАР (1936 г.), позволившая эксплуатировать самолет на воде, снегу, льду и суше, обеспечивая выползание из полыньи на лед (и обратно), новые профили крыла Бартини, неожиданный эффект приращения тяги при определенной форме мотогондолы ("эффект Бартини").
В январе 1938 г. Бартини был арестован, однако, ему дали возможность работать, и он принимал участие в переделке самолета "Сталь-7" в ДБ-240 и в Ер-2. Но основными вопросами, которые заботили Бартини в заключении в Москве и в Омске в 1940 - 1943 гг. был ... сверхзвук! Первый его проект перехватчика Р-114 не был реализован. Затем был выполнен проект немыслимого для того времени транспортного самолета Т-117, способного перевозить танки. Этот проект был одобрен Сталиным. Бартини с небольшой группой таких же, как и он заключенных инженеров перевозится в Таганрог, где на серийном заводе им. Димитрова создается небольшое ОКБ-86. Самолет Т-117 был изготовлен почти на 80%, однако его строительство было прекращено из-за нехватки двигателей. Чертежи самолета Т-117 были переданы организованной в Киеве фирме Антонова. Многие разработки Бартини в последствии внедрялись на самолетах "Ан".
В Таганроге им были созданы проекты крупных транспортных самолетов с комбинированной силовой установкой (поршневые и ТРД) - Т 200 и Т-210. На самолете Т-210 было применено УПС - решение также опередившее время. В 1952 г. Бартини переезжает в Новосибирск, где выполняет обширные экспериментальные исследования в области сверхзвуковых скоростей полета самолетов. На основании этих исследований Бартини создает проект Т-203 - летающее крыло переменной по размаху стреловидности и с аэродинамической круткой (прототип крыла "Валькирии", "Конкорда" и Ту-144!), проект стратегического сверхзвукового самолета А-55.
После полной реабилитации Бартини возвращается в Москву. В ОКБ Н.И. Камова, где было организовано небольшое КБ, он создает проекты А 57, Р-57, Е-57, Ф-57 - проекты сверхзвуковых крупных транспортных самолетов для перевозки ракет различных классов, вплоть до баллистических. Именно в этот период рождается еще одна выдающаяся идея - идея создания крупного самолета - амфибии вертикального взлета и посадки, который бы позволял охватывать транспортными операциями большую часть поверхности нашей планеты, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Завершенный в 1963 г. проект самолета МВА-62 был предложен военным и включен в систему противолодочной обороны в составе авиации ВМФ. В этом проекте Бартини свел к минимуму влияние главного противника гидроавиации - недостаточную мореходность, применив вертикальный взлет и посадку.
Этот самолет, существенно улучшенный и ставший проектом ВВА-14, был разработан и построен под его руководством на ТАНТК им. Бериева. Самолет, учитывая его сложность и проблематичность, был экспериментальным. Он проектировался и строился в двух экземплярах.
Первый полет опытного экземпляра состоялся 4 сентября 1972 г. Его испытания, длившиеся до 1976 г., позволили накопить большой и уникальный опыт исследования серьезных проблем, необходимых для создания самолетов подобного типа. К сожалению, самолет не был завершен из-за отсутствия подъемных двигателей, но был испытан на всех режимах, за исключением вертикального взлета и посадки. В результате испытаний был получен богатый экспериментальный материал, представляющий большую ценность. Самолет ВВА-14 стал великолепной школой для коллектива ТАНТК им. Бериева, позволив успешно разрабатывать последующие конструкции, среди которых неповторимый самолет-амфибия А-40 "Альбатроc". Бартини также работал над проектами гигантских экранопланов и экранолетов массой до 2500 т, схемы которых развивали ВВА-14, помогал проектировщикам скоростных поездов на магнитной подвеске, трудился над теорией использования супергигантов от авиации взамен неэкономичных и немобильных военных корабельных флотов. Всего Р.Л. Бартини создал свыше 60 проектов самолетов. Помимо технического творчества и научной деятельности в области авиации, Бартини вел научные разработки по теории транспорта, по оценке эффективности авиационных машин, в области философии и математизации ее, по теории материи и времени и др. Его работы в области физики и космологии позволили определить ряд основополагающих констант в форме математических зависимостей, обеспечивающих высокую точность теоретических прогнозов некоторых явлений в физике и космологии, и которые подтверждаются в современных экспериментальных исследованиях многих физиков мира. Бартини был многогранной личностью: он прекрасно рисовал, владел шестью иностранными языками, писал стихи.
Его научные идеи по оценке летательных аппаратов с помощью интегральных критериев, нашли завершение в научных исследования специалистов ТАНТК им. Бериева и привели к созданию концептуальной методологии синтеза облика летательных аппаратов гидроавиации. Это дает возможность мобильного и дешевого проектирования амфибий и гидросамолетов с высоким техническим уровнем. Имя Бартини носит критерий оценки энергетического совершенства транспортных машин, учитывающий соотношение между идеальной мощностью, необходимой для грузопассажирских перевозок, и затратами на всех этапах создания, эксплуатации и утилизации этих машин.
Но лучше всего подвести итог деятельности Бартини словами Генерального конструктора О.К. Антонов: "Бартини был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Его идеи намного опережали свое время, и поэтому лишь часть из них воплотилась в металл, в самолеты. Но и то, что не воплотилось в металл, сыграло положительную роль катализатора прогресса нашей авиатехники. Это был простой, скромный человек, не отступивший ни на йоту от своей данной в молодости клятвы - чтобы красные самолеты летали быстрее черных"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАНТК им. Бериева». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2025
ФАС выдала "Победе" предписание из-за рекламы банковских вкладов на борту
Декабрь 23, 2025
Туристы жалуются, что Turkish Airlines перестала бесплатно кормить на пересадках в Стамбуле
Декабрь 23, 2025
Транспортная прокуратура оштрафовала авиакомпанию "Полярные авиалинии"
Декабрь 23, 2025
Газпром подключил к газу котельную аэропорта Благовещенск в Приамурье