О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании призывают Boeing к выпуску модернизированных самолетов 777-й серии

Авиакомпания Emirates, один из крупнейших перевозчиков ОАЭ, настаивает на скорейшем решении вопроса о начале разработки обновленной версии широкофюзеляжных лайнеров Boeing 777

Авиакомпания Emirates, один из крупнейших перевозчиков ОАЭ, настаивает на скорейшем решении вопроса о начале разработки обновленной версии широкофюзеляжных лайнеров Boeing 777. По оценкам Emirates, модернизированное семейство 777 будет востребовано на рынке. Как отметил президент авиакомпании Emirates Тим Кларк, обновленные лайнеры 777-й серии представляют огромный интерес для перевозчика, поскольку первые самолеты 777-300ER авиакомпания начала покупать в 2005 г., и в течение ближайших 12 лет их придется выводить из эксплуатации.

При этом модернизированные самолеты Boeing 777, вероятно, будут запущены в эксплуатацию в конце текущего десятилетия. По словам Т.Кларка, проект обновленного 777, который разработала компания Boeing, во многом удовлетворяет всем требования перевозчика. Отчасти это стало возможным благодаря плодотворному сотрудничеству Emirates со специалистами компании Boeing на протяжении многих лет.

Руководство Boeing, тем не менее, не покидают сомнения относительно успеха модернизированных лайнеров 777-й серии. Но Т.Кларк не принимает таких возражений и считает, что все перевозчики, которые эксплуатируют самолеты 777-300ER, будут заинтересованы в появлении их новой версии.

Что касается конкурирующей модели Airbus A350-1000, то и здесь Emirates осталась отчасти довольной предложенными европейским авиастроителем изменениями. Напомним, что Airbus отложила запуск в эксплуатацию лайнеров A350-1000 на два года, чтобы провести доработку проекта, а именно увеличить мощность устанавливаемых на самолете двигателей и дальность полета воздушного судна. Именно такие требования поступили от заказчиков самолетов данного типа.

Т.Кларк подчеркнул, что Emirates, заказавшая 20 самолетов A350-1000, внимательно следит за разработкой модели, однако авиакомпания не готова к длительным задержкам поставок этих самолетов, как было в случае с лайнерами Boeing 787.

Ведущие эксперты считают, что отсрочка первых поставок A350-1000 играет на руку концерну Boeing, который в это время будет готовить преемника лайнерам 777-й серии. По оценке аналитиков, в настоящее время на рынке широкофюзеляжных самолетов преимущество остается на стороне Boeing, поскольку ее самолеты семейства 777 обладают высокой эффективностью и по-прежнему востребованы авиакомпаниями. Подтверждением служит тот факт, что за прошлый год Airbus не получила ни одного заказа на новые A350, тогда как Boeing продолжает продавать лайнеры 777.

Компания Boeing накопила достаточно большой портфель заказов на самолеты 777-й серии, и в результате заказчикам приходится ждать поставок около трех лет. Такая ситуация сдерживает дальнейший рост заказов на лайнеры Boeing 777. Для того, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос на свои широкофюзеляжные ВС, Boeing планирует увеличить объемы выпуска этих самолетов до 8,3 машин в месяц в I кв. 2013 г. В настоящее время Boeing выпускает семь лайнеров данного типа ежемесячно. Эксперты полагают, что столь высокий спрос на самолеты 777-й серии вынудил Airbus отказаться в ноябре 2011 г. от дальнейшего выпуска своей модели A340.

Торопиться с выпуском обновленных лайнеров Boeing не собирается, предпочитая тщательно проработать новый проект и минимизировать возможные риски. Кроме того, у Boeing будет возможность подробнее проанализировать лайнеры A350 после их появления и подготовить более эффективные самолеты.

У Airbus ситуация с заказами на самолеты семейства A350 не такая радужная. Так, например, в начале мая авиакомпания Etihad Airways (ОАЭ) отказалась от покупки еще семи самолетов A350-1000 из своего первоначального заказа на 25 ВС данного типа. В январе текущего года арабский перевозчик отказался от покупки шести самолетов. Таким образом, на данный момент Etihad ожидает поставки только 12 лайнеров A350-1000. В целом же, в портфеле заказов Airbus осталось 62 самолета A350-1000. С 2008 г. на эту модель не поступало ни одного заказа, а поставок ожидают только четыре заказчика. Руководство Airbus отмечает, что недостаточное количество заказов на данную модель, в первую очередь, объясняется тем, что у компании нет свободных слотов на ближайшее время, поэтому клиенты пока не торопятся подписывать новые контракты.

Недовольство ходом разработки лайнеров A350-1000 высказывают и в авиакомпании Qatar Airways, которая заказала 80 лайнеров семейства A350, включая 20 самолетов A350-1000. В частности, Qatar Airways требует от Airbus исполнения договорных обязательств, отмечая, что проект лайнера A350-1000 до сих пор находится на чертежной доске, и дальнейшего продвижения пока нет.

В ответ главный операционный директор Airbus Джон Лихи сказал, что самолеты A350-1000 по своим характеристикам будут эффективнее лайнеров 777-300ER. В частности, воздушные суда Airbus будут обладать более высокой дальностью полета и меньшим расходом топлива в расчете на одно кресло. Несмотря на малое количество заказов Д. Лихи сохраняет оптимизм относительно дальнейших перспектив самолетов A350-1000. В частности, он отметил, что после запуска данного проекта Boeing сразу же задумалась о создании лайнеров 777X, понимая что самолеты 777-й серии не смогут конкурировать с новыми ВС Airbus. В текущем году европейский авиаконцерн рассчитывает получить заказы на 30 самолетов семейства A350, в том числе на модели A350-900 и A350-1000.

К сожалению, проблемы преследуют Airbus не только с новыми проектами. Напомним, что в конце декабря 2011 г. были обнаружены микротрещины на силовых элементах крыла лайнеров A380. Микротрещины появились не на всех выпущенных машинах, а лишь на их ограниченном количестве. Первые трещины были обнаружены на самолетах, эксплуатируемых австралийской авиакомпанией Qantas. Впоследствии такие же трещины нашли на машинах Singapore Airlines. Первоначально дефекты не вызывали у Airbus столь пристального внимания, и она рекомендовала устранить их во время планового технического обслуживания. Однако через несколько недель Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило свои рекомендации, в которых предписывалось провести более детальный осмотр эксплуатируемых самолетов A380 в связи с обнаружением новых трещин.

Специалистам Airbus удалось разобраться в причинах образования данных микротрещин. Как оказалось причиной дефекта является использование при изготовлении нервюр крыла лайнера A380 специального алюминиевого-карбонового материала, имеющего обозначение 7449. Материал был выбран для использования из-за своего малого веса и высокой прочности, но как стало известно позже, во время процесса закалки данный материал становится хрупким. В ходе проектирования самолета A380 при проведении компьютерного моделирования проблему не обнаружили. Не удалось обнаружить дефект и на опытных образцах A380 в ходе испытаний. Сейчас достоверно известно, что материал подвергается сильным нагрузкам во время естественных колебаний крыла и перепадов температур в процессе эксплуатации авиалайнеров.

Инженеры Airbus разработали новый метод устранения выявленных дефектов, который требует одобрения со стороны EASA. Впоследствии европейский авиастроитель сможет применять его на сборочном конвейере, однако произойдет это не раньше первого квартала 2013 г. Также сообщается, что с 2014 в поставляемых лайнерах A380 уже не будет использоваться материал, ставший причиной образования микротрещин. Стоимость ремонта крыльев самолетов A380 оценивается компанией Airbus в €260 млн, хотя первоначально на устранение дефектов планировалось потратить €105 млн. Однако позже представители Airbus заявили, что стоимость ремонта увеличится на €156 млн в связи с тем, что применить новую технологию устранения микротрещин придется на самолетах, уже поставленных в текущем году (а это четыре воздушных судна). Кроме того, дефекты будут устраняться по новой технологии еще на 30 лайнерах, которые компания Airbus должна поставить заказчикам в текущем году. До официального одобрения новой технологии ремонта EASA все лайнеры A380 будут передаваться клиентам с ремонтным комплектом. Как отметил исполнительный вице-президент Airbus Том Уильямс, провести ремонт нервюр крыла можно двумя способами: в рамках единовременной программы ремонта или же разделить на несколько серий ремонтных операций, которые будут выполнены в рамках традиционных C-чеков.

Несмотря на все усилия компании Airbus, направленные на устранение выявленных дефектов в конструкции самолетов A380, клиенты европейского авиастроителя продолжают выражать недовольство. Специалисты Airbus в настоящее время определяют продолжительность ремонтных операций, но точное время пока неизвестно. Руководство авиакомпании Lufthansa считает, что устранение дефектов на каждом самолете потребует около четырех недель, иными словами целый месяц каждый лайнер проведет на земле. Естественно, что перевозчики не довольны такой ситуацией. В Lufthansa отмечают, что в следующем году один из самолетов A380, эксплуатируемых авиакомпанией, постоянно будет на земле. Сейчас руководство перевозчика ведет переговоры с концерном Airbus относительно компенсации за простой поставленных авиалайнеров.

Однако в рамках программы A380 в последнее время были и положительные моменты. Не так давно компания Airbus обновила практическое руководство по летной эксплуатации авиалайнеров A380, в новой редакции которого топливная эффективность двигателей GP7200, производимых консорциумом Engine Alliance, увеличилась на 0,5%. В компании General Electric, принимавшей участие в разработке данных двигателей, отметили, что низкий расход топлива самолетов A380 обеспечивает им серьезное преимущество на рынке.

Президент консорциума Engine Alliance Мэри Эллен Джонс подчеркнула, что с учетом улучшенных показателей по топливной эффективности двигатели GP7200 обеспечивают эксплуатантам лайнеров A380 экономию до $1 млн в расчете на один самолет, а объем выбросов CO2 сокращается примерно на 3000 тонн в год.

Напомним, что коммерческая эксплуатация двигателей GP7200 началась в 2008 г., и в настоящее время они используются на 32 самолетах A380. Данные силовые установки эксплуатируются такими авиакомпаниями, как Emirates, Air France и Korean Air. В числе других заказчиков двигателей GP7200 называются авиакомпании Air Austral, Etihad Airways и Qatar Airways. В общей сложности, эти моторы были выбраны для установки на 56% авиалайнеров A380.

Обзор подготовлен по материалам ATW Online, Bloomberg, Flightglobal и Reuters....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка