Ульяновская правда
5 июня 2012, 13:49
От винта!
В Ульяновск, на 47-й Открытый чемпионат России по вертолетному спорту, слетелся 21 экипаж
Два года назад аэродром "Белый Ключ" уже принимал сильнейших вертолетчиков России на I Кубке России по вертолетному спорту, но событие такого уровня, как 47-й чемпионат, в регионе состоялось впервые. Для нашего города этот чемпионат России стал особенно важен как очередной этап масштабного проекта "Ульяновск - авиационная столица". А для его участников еще и тем, что на основании показанных результатов были окончательно отобраны спортсмены на 14-й чемпионат мира по вертолетному спорту, который пройдет на спортивном аэродроме "Дракино" Серпуховского района Московской области в конце августа.
В чемпионате принял участие 21 экипаж. В командном первенстве соревновались спортсмены города Москвы, Московской области, 1-го ВК "Аэросоюз", Саратовской области, Сызрани, Самары, ВВС РФ, ЦСК ВВС РФ.
Пилоты выступали на вертолетах двух типов: отечественных Ми-2 и зарубежных "Robinson-44". Аэропорт "Белый Ключ" впервые принимал такое количество винтокрылых машин - были моменты, когда над летным полем, зависая, кружилось до пяти вертолетов одновременно. Программа соревнований включала в себя четыре упражнения: навигация, полет на точность, развозка грузов и вертолетный слалом. Считается, что самым зрелищным является вертолетный слалом. И действительно, это зрелище мало кого оставляет равнодушным, ведь эти испытания проходят так: пилот поднимает машину в небо, а штурман высовывается в открытую дверцу и спускает на тросике ведерко. Им надо зачерпнуть воду из бочки, а затем пролететь по извилистому маршруту, обходя расставленные по полю шесты. Высота полета - пять метров. В завершение нужно установить ведро как можно точнее на столик - в центр мишени, нарисованной на крышке стола. Каждый полет в среднем длился около трех минут: одна машина взлетает, другая готовится к старту.
По итогам чемпионата в личном зачете среди женских экипажей тоже были свои победители. Наш корреспондент встретился с Маргаритой Афанаскиной и Евгенией Замулой, занявшими 3-е место, прямо на летном поле.
…Став крестиком на ткани и меткой на белье
… Легкий вертолет "Робинсон" неподвижно зависает над бочкой, наполненной водой. Сквозь открытую дверцу можно различить хрупкую девичью фигурку: оператор экипажа высовывается наружу и спускает на тросе ведро. Точность движений при этом должна быть исключительной: надо не только зачерпнуть этим ведром воду из бочки в то время, пока пилот держит машину на пятиметровой высоте, но потом осуществить полет по сложной траектории и в заданной последовательности пронести ведро с водой через двенадцать ворот. Завершить же маневр нужно, аккуратно и как можно более точно установив ведро на специальный столик, в идеале - в самый его центр, где на крышке стола нарисована специальная мишень. На все про все экипажу вертолета не более двухсот секунд. Замешкался с набором воды, промахнулся мимо шеста, обозначающего поворот, не попал ведерком в центр стола - и строгие судьи снимают баллы за испытание. Экипаж Маргариты Афанаскиной и Евгении Замулы показывает чудеса вертолетного слалома - одного из самых сложных и зрелищных этапов 47-го Открытого чемпионата России по вертолетному спорту, прошедшего в конце минувшей недели на ульяновском аэродроме ДОСААФ "Белый Ключ".
"Первым делом - вертолеты…"
Всего в наш регион для участия в соревнованиях прибыл 21 экипаж. В командном первенстве соревновались лучшие спортсмены-вертолетчики Москвы, Московской области, 1-го ВК "Аэросоюз", Саратовской области, Сызрани, Самары, ВВС РФ, ЦСК ВВС РФ. Участвовали как смешанные экипажи, так и чисто мужские или женские. Пара Афанаскина-Замула, понятно, женская, точнее, девичья. Вместе девушки летают с 2009 года, и за это время у них уже выработалась та необходимая синхронность, без которой нечего делать в классических упражнениях соревнований по вертолетному спорту - таких, как навигация, полет на точность, развозка грузов и собственно вертолетный слалом. Маргарита Афанаскина родилась в городе Орел, Евгения Замула - москвичка. Для обеих девушек путь в небо начался с шестнадцати лет, когда они независимо друг от друга решили, что традиционные девичьи "хобби" - не для них.
- Ну вот кто-то идет там крестиком вышивать или одежду придумывать, а мы захотели в небо! - рассказывает Маргарита. - Я с шестнадцати лет летаю, сначала занялась воздушным спортом на планерах, а потом, после школы, взяла и поступила в Калужское летное училище. Родители? Ой, не спрашивайте, такой бой пришлось выдержать! Но в конце концов они поняли, что это бесполезно. Окончила училище, стала работать летчиком-инструктором. Некоторое время назад окончила еще Академию гражданской авиации, и теперь я смогу быть пилотом в наших авиакомпаниях. Но пока "специальность" не меняю - вертолеты остаются для меня первой любовью, так что, как говорится, первым делом - вертолеты. Кроме того, возможности у них по сравнению с самолетами больше.
Сейчас Маргарита и Евгения - кандидаты в мастера спорта России, с 2010 года - члены сборной команды России по вертолетному спорту. Маргарита освоила самолет "Евростар", вертолеты МИ-2 и Р-44 и за время свой "небесной" карьеры налетала около 1800 часов. Стаж Евгении в качестве оператора в экипаже вертолета 60 часов.
Хоть девушки и открестились от вышивания, слова Бориса Пастернака невольно приходят на ум, когда наблюдаешь, как ровными и аккуратными стежками "вышивают" они с помощью послушного им вертолета свой путь на голубом лоскуте неба. "Он утонул в тумане, исчез в его струе, став крестиком на ткани и меткой на белье"… Девичий экипаж приступил к дисциплине "Навигация" - самое насыщенное элементами упражнение чемпионата. Необходимо проложить маршрут за пять минут до вылета, пролететь точно по нему с поиском трех поворотных пунктов и опознанием десяти целей, попасть двумя грузами в мишени и финишировать в точно заданное время. Пилот и оператор просто должны быть единым организмом, чтобы благополучно выполнить все эти задания.
Билет в небо
- Девушки, почему именно небо и что для вас небо?
- Почему - наверное, так природа захотела. Для меня летать в небе - это возможность скрыться от суеты, которая творится на земле, - говорит Маргарита. - Небо очень простое и понятное: здесь нет финансовых кризисов, предвыборных баталий, сиюминутных забот - ничего. Только ты и машина. Безбрежный простор и великолепные виды. В феврале 2009 года мы с группой совершили незабываемую поездку в Непал - летали там в горах. Это была сказочная поездка, которую я запомнила на всю жизнь. Теперь мечтаю о том, чтобы ее повторить. Так что я еще полетаю, для меня не настало время спускаться на землю.
- Небо, воздух - это один из мощнейших наркотиков, - вторит своей коллеге Евгения. - Если человек хоть раз словил этот кайф - отказаться от него уже практически невозможно. Очень много случаев, когда пилоты возвращаются в небо после таких аварий, что, казалось бы, они должны раз и навсегда забыть о высоте. Но у настоящих пилотов небо, что называется, в крови, и нас постоянно тянет возвращаться туда снова и снова.
- Занятия авиацией - это ведь очень дорогое удовольствие…
- К сожалению, это действительно так, - кивает Маргарита. - Полеты - это очень дорогое увлечение. Все стоит денег, например, десять минут в воздухе "тянет" на сумму около двух тысяч рублей. Но некоторым одержимым небом людям удается все же летать не за деньги. Например, есть те, кто специально устраивается при авиаклубах техниками и получает "зарплату" полетами. Ну и, конечно, другой путь добиться желаемого - это получить "билет в небо" посредством спортивных достижений. Но и тут есть свои "подводные камни". Мы вместе летаем четвертый год, и за наши тренировки платит Федерация вертолетного спорта. Это очень дорого, и, например, за 2010 год мы налетали всего 50 часов - это, конечно, очень мало. Это не может не отражаться на результатах, на прошлом, 46-м чемпионате России мы выступили не блестяще, хотя перед этим стали абсолютными чемпионами.
- А ваши коллеги-мужчины на высоте ведут себя по-джентльменски?
- Это, наверное, залог успешной работы в любой смешанной сборной - сначала надо зарекомендовать себя, показать, чего ты стоишь. Потому что очень многие женщины-пилоты в начале своей карьеры сталкиваются в какой-то степени с мужской ревностью, что ли. Ведь вид спорта у нас экстремальный, и на наших амазонок, бывает, поглядывают искоса. Но надо быть в любом смысле слова на высоте - вон как Светлана Капанина во время соревнований, кажется, в США такой класс выдала, что сразу все янки-мачо позатыкались. Все награды собрала. В общем, нам, как говорится, есть к чему стремиться! - улыбнулись в завершение беседы девушки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции