О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В защиту бортового техника

Тенденция сокращения численности экипажей за счет бортовых техников контрпродуктивна. Это не только сокращение числа глаз, ушей и рук. Гораздо тяжелее потеря технических знаний, опыта и мышления

В начале нового века наметилась новая тенденция сокращения летных экипажей вертолетов (Ми-26Т2, Ми-171А2), которая требует сказать несколько слов в защиту бортового техника. Тенденция сокращения численности экипажей за счет бортовых техников (инженеров), на мой взгляд, контрпродуктивна. Это не только сокращение числа глаз, ушей, рук…, которых порой так не хватает в воздухе и на земле. Примеры можно с легкостью черпать из докладов по безопасности полетов вертолетов (что делать, если лопасть не становится на центробежный ограничитель свеса или потерял колесо, провалился в грунт…). Но гораздо тяжелее потеря технических знаний, опыта и мышления.

Если у командира воздушного судна - летно-штурманское мышление, а у второго пилота - штурманско-летное, и только у бортового техника (инженера) - техническое мышление. Это способность увязать причинно-следственный анализ изменения технического состояния вертолета, его систем и агрегатов с возможностями (ресурсами) его восстановления для благополучного завершения полета или продолжения работы. Современная авионика, на которую делают упор разработчики, если способна разгрузить экипаж за счет представления полетной/навигационной информации, то заменить технический мышление техника на данном этапе развития неспособна. Поэтому риски потерь, связанные с работой экипажа без технического мышления столь велики, что экономия от сокращения получается лишь "на бумаге". Наконец, летающий техник выступает интегрирующим звеном между летным экипажем и наземным персоналом, выполнявшим работы на ВС (традиционный вопрос, который задают на стоянке, что делали на вертолете?).

Кроме того, размеры наших вертолетов (пока обойдешь - вспотеешь), уровень конструктивного совершенства техники (низкая эксплуатационная и ремонтная технологичность), организация системы ТОиР и обучения (небольшие компании), а также условия эксплуатации (суровые климат, удаленность района работ от мест основного базирования, слабость логистического обеспечения) подразумевают постоянное (периодическое) присутствие в летном экипаже человека, который способен и должен не только оценить техническое состояние, но и принять взвешенное решение. Например, кто перед вылетом полезет в хвостовую балку, чтобы осмотреть хвостовой вал (командир ВС в белой рубахе не полезет).

На данном этапе научно-технического развития исключать бортового техника из состава экипажа вертолета, на мой взгляд, неумно. Предшественники были не "дураками". В отдельных случаях состав экипажа вертолета из КВС и бортового техника гораздо предпочтительнее, чем из двух пилотов (КВС и второй пилот - оба носители летно-штурманских знаний, опыта и мышления)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка