О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Это не означает, что я должен как-то кривить душой"

Навальный рассказал о планах в СД "Аэрофлота"

Юрист Алексей Навальный, один из лидеров московских политических протестов и новый независимый директор "Аэрофлота", о приватизации, британских стандартах прозрачности и совместной работе с Сергеем Чемезовым - в интервью "Газете.Ru".

- Вас поздравлять, Алексей? Как вы оцениваете решение акционеров?

- Поздравлять. Это (выдвижение кандидатуры Навального - "Газета.Ru") было в каком-то смысле затеей Александра Лебедева (совладелец Национальной резервной корпорации и миноритарный акционер "Аэрофлота" - "Газета.Ru"). Он хотел повысить роль независимых директоров и номинировал меня, за что ему спасибо большое.

Мы еще недавно думали, что может не хватить пакета акций для моего избрания - Лебедев поделил свои голоса между мной и Алексашенко (Сергей Алексашенко, независимый директор "Аэрофлота" - "Газета.Ru") равными частями.

В зависимости от явки этого могло хватить, а могло и не хватить. Но накануне мне стало известно, что меня поддержали консультанты из ISS и Glass Lewis - и те, и другие дали рекомендации голосовать за меня. Я еще сегодня утром думал: вероятность, что меня изберут, около 85%. Точной информации не было. Но не было и никакой информации, что "Аэрофлот" пытался маниакально препятствовать моему избранию. Не было такого, чтобы обзванивали или просили не голосовать.

- Вы будете за деньги работать или бесплатно?

- Каждый член совета директоров получает вознаграждение, если собрание принимает решение о вознаграждении. Если на следующий год, акционеры примут решение о вознаграждении, тогда и я его получу. Это не индивидуальный вопрос. Он решается по всем членам совета.

- Как вам компания в совете? Вы будете работать, допустим, с Сергеем Чемезовым…

- Я же независимый директор. В этом смысле я никому ничего не должен, кроме миноритарных акционеров. И никому ничем не обязан. Мои взгляды на "Ростехнологии", на Чемезова или на каких-то других отдельных людей совершенно никак не изменились. Буду общаться, что же теперь делать. Это не означает, что я должен как-то кривить душой или теперь любить "Ростехнологии", если раньше я их не любил.

- Вы в компанию приходите с программой первых шагов? У вас есть понимание того, что будете делать?

- У меня есть четкий план по развитию корпоративного управления, который я ранее опубликовал, - "Шесть шагов". "Аэрофлот" - типичная компания под государственным контролем, в которой есть все типичные проблемы. Те шаги, про которые я писал, начинаются с того, что необходимо увеличивать роль комитета по назначениям, и заканчиваются тем, что нужно вводить систему анонимных сообщений о злоупотреблениях, которые замыкались бы на комитет по аудиту.

Кроме того, для Аэрофлота очень важно сейчас соответствовать combain code (правила, определяющие качество корпоративного управления в Великобритании и компаниях британской юрисдикции, утвержденные Financial Reporting Council, официальное название документа - UK Corporate Governance Code - "Газета.Ru") и правилам прозрачности для бирж, даже если он на них не планирует листинговаться. А "Аэрофлот" имеет такие планы, поэтому в этом смысле, мне кажется, стратегия "Аэрофлота" ни в коей мере не противоречит моим идеям, и я не ожидаю никаких конфликтов. Мне кажется, некоторые из предложений, которые я буду делать, и так реализуются. Часть из них будет воспринята нормально. "Аэрофлот" - не ВТБ и не "Газпром" . Я не ожидаю противодействия или еще чего-то.

- Вы смотрели в последнее время на конкретные проблемы в работе компании? Допустим, была история с группой Sunrise.

- Я не готов комментировать такие вещи, потому что я предметно разбираюсь в корпоративном управлении. Что касается каких-то особенностей деятельности "Аэрофлота", то часть из них, возможно, внесена в компетенцию правления, часть - совета директоров. В любом случае, я комментировать это пока не хочу.

- Вам нравится летать самолетами "Аэрофлота"?

- Безусловно, нравится. Я ими летаю постоянно. Жена моя любит "Аэрофлот", она покупает все время билеты.

- Многие обвиняют "Аэрофлот" в противодействии развитию low-cost отрасли в России. Вы будете смотреть на эту проблему в совете директоров?

- Я буду смотреть на все проблемы, которые будут отнесены к компетенции совета директоров. При этом пока мои взгляды на "Аэрофлот" - это взгляды пассажира, которые где-то могут вступать в конфликт с теми взглядами, которые обязан иметь независимый директор, который требует повышения капитализации компании.

Я отстаиваю интересы миноритарных акционеров, компании и вообще акционеров.

Важная вещь - у независимого директора есть не только права, но и обязанности. В этом смысле я намерен правильно выдерживать баланс и отвечать тем требованиям, которые все ставят перед независмыми директорами.

Поскольку меня рекомендовали авторитетные консультанты, значит я буду эту ответственность нести гордо.

- Вас устраивает правительственный план приватизации "Аэрофлота", в частности, сроки и механизм "золотой акции"?

- Во-первых, я считаю, что "Аэрофлот" - это та компания, которая работает в конкурентной среде. Во-вторых, правительство и так может влиять и очень активно влияет на "Аэрофлот" и другие авиакомпании через госрегулирование. Понятно, что отрасль зарегулирована со всех сторон. Поэтому нет ни малейших поводов и причин для того, чтобы сохранять 51% в собственности государства. Я думаю что, конечно, "Аэрофлот" должен быть приватизирован, но "золотую акцию" нужно оставлять.

- Продавать до нуля?

- До 25% можно вообще сделать безболезненно.

- Вы видите потенциал роста капитализации? "Аэрофлот" - недооцененная компания?

- Я воздержусь, пожалуй, от ответа. Я могу говорить о вещах, связанных с корпоративным управлением. Что касается сути компании и каких-то производственных процессов, стратегии и так далее, я не хочу отвечать на те вопросы, где просто покажусь некомпетентным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка