Российская газета
26 июня 2012, 18:24
Переложить рули
Появится ли в России Национальный (федеральный) университет гражданской авиации?
Борис Петрович, известно, что почти 80 процентов авиакатастроф в России происходит из-за "человеческого фактора": примерно 71% - вина экипажей, свыше 5% - службы движения, 2% - недостатки технического обслуживания. То есть инженеры и авиатехники фигурируют среди виновников куда реже, чем пилоты. И тем не менее вы проводите "разборы полетов" со студентами?
Борис Елисеев: Безусловно. На занятиях изучаются все материалы расследований, которые мы получаем из Межгосударственного авиационного комитета. Изучаются приказы Росавиации, другие документы с анализом таких событий. В большинстве дипломных проектов студентов есть специальные разделы, посвященные безопасности полетов.
Ведь в университете, кажется, недавно открылся и Центр транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта?
Борис Елисеев: Совершенно верно. Кроме того, есть специализированная кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности, а в нашем Центре переподготовки кадров - курсы расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов. Мы разрабатываем программы по вопросам управления уровнем безопасности полетов. И свыше 50 аспирантских работ, которые имеют большое практическое значение, выполняются как раз в рамках этого научного направления.
Сегодня все чаще говорят о том, что количество вузов в стране избыточно. А как считаете вы?
Борис Елисеев: В Законе "Об образовании" четко сказано: цель высшего образования - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Поэтому государству следует прежде всего определиться, как оно будет обеспечивать решение этой задачи. Определиться со стратегией. И выбор никак не должен зависеть от возможностей финансирования высшей школы.
А вот что касается ее реализации, то это действительно зависит от материальных и финансовых возможностей страны. По-моему мнению, надо обеспечить реальную, а не абстрактно-лозунговую возможность получать качественное высшее образование. Но вопрос в том, кто будет оплачивать обучение. Для транспортных, в том числе авиационных специальностей, однозначно государство.
Предлагается радикальное решение проблемы - создание крупных университетских центров? Вы - "за"?
Борис Елисеев: Любая организационная перестройка всего лишь средство, инструмент. Если в рамках крупных университетских центров будет решаться задача повышения качества подготовки специалистов, тогда я - за. Если нет - я против. В чем, допустим, главная особенность нашей отрасли? Это замкнутая и где-то даже изолированная система. Все ее структуры завязаны в единый тугой узел. И проблемы тоже взаимосвязаны: попробуйте растащить их - не получится. Или получится очень плохо. Кроме того, нельзя не учитывать верховенство международных регламентирующих норм и правил. ИКАО, например.
К слову, сегодня авиакомпании активно "пересаживаются" на самолеты западного производства. Это учитывается в учебных программах?
Борис Елисеев: Обязательно. Вообще особенность подготовки авиаинженеров именно в ее фундаментальности. Знания наших выпускников позволяют им легко осваивать любой тип самолета. Неудивительно, что 90 процентов наших ребят сразу устраиваются работать по специальности.
Так если вернуться к вопросу укрупнения высших учебных заведений: я правильно поняла, что речь идет именно о комплексной подготовке авиационных специалистов?
Борис Елисеев: Правильно. А это невозможно без использования в обучении современной авиационной техники, радиолокационного, радионавигационного, связного и другого оборудования. Для занятий нужны тренажеры, современные российские и западные воздушные суда и т. п. Потянуть такое оснащение отдельному вузу сложно. Так что вывод однозначен: обеспечение учебного процесса должно быть общим. А это координация всех аспектов деятельности вузов, что проще и эффективнее делать из одного центра.
И для этого есть серьезные предпосылки. У нас успешно работают три вертикально-интегрированных комплекса, созданные на базе вузов и средних учебных заведений отрасли. Так что речь может идти уже о создании Национального (федерального) университета гражданской авиации - крупного научно-образовательного центра, который на первом этапе объединил бы три вуза. А затем, возможно, и отраслевые научно-исследовательские институты. При этом удалось бы естественным образом решить задачу непрерывного образования: колледж - вуз - повышение квалификации - аспирантура - докторантура.
А научная составляющая?
Борис Елисеев: Очень важный момент. Сегодня в вузах гражданской авиации работают более ста докторов, сотни кандидатов наук. Но их потенциал и возможности используются крайне слабо. И это еще один аргумент в пользу объединенного вуза. Будет единый мощный учебно-научный коллектив с мощной учебно-лабораторной базой - ситуация может измениться в корне. К слову, сейчас МГТУ ГА развивает ряд научных проектов, в частности по той же по безопасности полетов. Скажем, для подготовки авиадиспетчеров на основе новейших информационных технологий разработана уникальная система - так называемая "комбинированная реальность".
Это тренажер?
Борис Елисеев: Не просто тренажер. Он дает возможность моделировать абсолютно любые ситуации на земле и в воздухе. Включая аварийные. Есть прикладные продукты ученых университета, которыми серьезно заинтересовались ведущие авиакомпании. Практически все наши научные разработки патентуются.
Скажите, и кто будет руководить таким огромным научно-образовательным комплексом?
Борис Елисеев: Общее руководство может осуществлять управляющий наблюдательный совет, в который войдут ректоры вузов и директора НИИ, руководители крупных авиапредприятий. А управляющий совет вполне может возглавить заместитель министра транспорта либо руководитель Росавиации. Авиационное образование будет под управлением и контролем центрального транспортного ведомства страны.
Практика показывает, что при любом объединении обязательно бывают недовольные...
Борис Елисеев: Скажу так. Если не удастся заинтересовать преподавателей и студентов в качественной, эффективной системе обучения, то, даже имея хороший "инструмент", сдвинуться с места вряд ли удастся. Однако я абсолютно уверен: при поддержке государства все решаемо. А начинать надо с существенного повышения оплаты труда преподавателей.
Насколько я знаю, МГТУ ГА готовит для отрасли специалистов самых разных профилей. Не выпускаете только летчиков?
Борис Елисеев: Да, до подготовки пилотов еще не дошло. Для этого требуется соответствующая инфраструктура и серьезная подготовка. А вот подготовку диспетчеров для Московского центра УВД мы уже освоили.
Признается ли ИКАО диплом вашего университета?
Борис Елисеев: Конечно. Поэтому у нас учится много иностранных студентов.
В прошлом году средний балл ЕГЭ у абитуриентов МГТУ ГА был очень высоким - 71,4. А в этом какой ожидаете?
Борис Елисеев: Думаю, что не ниже. Документы принимаем у всех. Но троечники все равно вряд ли смогут у нас учиться. Слишком непросто....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции