АвиаПорт.Ru
29 июня 2012, 17:19
"Нам требуется свыше полусотни пилотов"
О том, как решает проблему нехватки летного состава "Ак Барс аэро" "АвиаПорту" рассказал генеральный директор авиакомпании Петр Трубаев
- Каким образом в компании осуществляется подготовка пилотов?
- В настоящее время в России остро ощущается дефицит пилотов на многие иностранные самолеты. Эксплуатируемый нами канадский Bombardier CRJ-200 появился в России относительно недавно - чуть более двух лет назад. Тогда же встал вопрос о подготовке пилотов. По факту, на сегодняшний день темп приобретения российскими авиакомпаниями данных самолетов существенно опережает динамику подготовки летного состава.
Острая нехватка пилотов вынуждает авиакомпании самим искать возможности обучения и переобучения пилотов. У нас подготовка ведется по трем основным схемам. Первая, "укороченная", подразумевает переучивание кандидата с действующей лицензией коммерческого пилота на нужный тип воздушного судна (ВС) - в нашем случае это CRJ-200. После анализа присланных документов с соискателем проводится многоступенчатое собеседование. Наша задача - наряду с профессиональными качествами выявить мотивацию к работе именно в нашей авиакомпании и психофизиологические особенности кандидата. Если пилот отвечает всем требованиям, он направляется на переобучение на управление самолетом CRJ-200 в один из учебных центров, сертифицированных Росавиацией. Переобучение на данный тип самолетов производится в Канаде, Германии, Франции, Дании и т.д. Срок обучения - два-три месяца.
Вторая, "средняя", схема включает работу с кандидатами, не имеющими лицензии коммерческого пилота, но планирующими отучиться и ее получить. В этом случае авиакомпания проводит первичный отбор присланных заявок и личное собеседование. Основные требования к кандидатам - техническое, желательно авиационное образование, знание английского языка, отсутствие медицинских противопоказаний. Если кадровую и летную службу "Ак Барс аэро" кандидат устраивает, составляется соглашение об обязательном трудоустройстве. В нем прописаны условия приема на работу и направление на переучивание после того, как кандидат пройдет обучение на коммерческого пилота. Обучение кандидат оплачивает сам, авиакомпания лишь ходатайствует перед учебным заведением о его приеме в качестве студента. В настоящее время "Ак Барс аэро" заключила договор с автономной некоммерческой организацией "Авиационный учебный центр "Челавиа". Мы подписали договор с "Челавиа" в феврале, поэтому программа еще не так раскручена. Сейчас у нас по этой схеме обучается два человека, планируем направить еще двоих.
Далее, когда соискатель пройдет полный курс обучения (в среднем 10-14 месяцев) и получит лицензию коммерческого пилота, его направляют на переобучение по вышеописанной схеме. Перед отправкой на обучение кандидат оформляется к нам на работу в качестве второго пилота-стажера и его обучение кредитует компания. В последующем затраченные средства вычитаются из зарплаты пилота в течение пяти лет.
И, наконец, третья, "длинная", схема подразумевает подготовку пилотов из выпускников средней школы. Данная схема предлагается некоторыми учебными центрами - например, Балтийской авиационной академией в Вильнюсе. Представители из Литвы выходили к нам с подобным предложением, но у них пока нет лицензии в России и свидетельство о ее окончании у нас не признается как документ, достаточный для работы. Поэтому пока мы не можем воспользоваться их услугами. В целом подготовка летных кадров именно таким способом выглядит весьма эффективной.
- Какова нехватка пилотов у авиакомпании на данный момент?
- В настоящее время с учетом имеющегося парка самолетов летный штат полностью укомплектован. Но нам требуется определенный резерв на случай больничных или увольнений. Кроме того, мы продолжаем закупать самолеты и под них нужно подбирать экипажи. В общей сложности нам требуется принять на работу свыше 40 пилотов CRJ-200.
- Переманивают ли у вас пилотов другие авиакомпании?
- На рынке труда образовался дефицит летных кадров, который невозможно оперативно восполнить существующей емкостью по количеству выпускаемых специалистов отраслевых училищ и вузов. Кроме того, каждого выпускника еще предстоит переучить на определенный тип судна, эксплуатируемый конкретной авиакомпанией.
Сейчас на российском рынке стали востребованы средне- и ближнемагистральные самолеты, в частности, тип CRJ-200, эксплуатируемый нами с начала 2010 года. В настоящее время в России и СНГ уже летают свыше 80 таких самолетов. Расчет летных кадров производится следующим образом: на один самолет CRJ-200 - 3,5 экипажа (КВС плюс второй пилот). Итого - требуется свыше 280 пилотов! При этом в России нет учебных центров, осуществляющих подготовку на данный тип ВС. Переучивание происходит в Европе, США и Канаде. Оптимальными в плане затрат являются варианты обучения в Германии, Дании, но и там накладные расходы (перелеты, проживание, командировочные) сопоставимы со стоимостью самого обучения.
Как набирать пилотов: вкладывать ресурсы в подготовку и развитие кадров, организовывая их переобучение или переманивать специалистов, подготовленных другими - решение авиакомпании. Да, у нас есть случаи ухода пилотов в другие авиапредприятия, где предлагались более привлекательные финансовые условия. И это составляет определенную проблему - региональная авиакомпания далеко не всегда способна предложить зарплату выше среднерыночной. Исходя из практики, при оставлении плана по переподготовке пилотов мы рассчитываем, что порядка 3-5% пилотов могут сменить место работы, перейдя в другую авиакомпанию.
- Как вы относитесь к инициативе главы "Аэрофлота" Виталия Савельева о вводе "черных списков" пилотов?
- В этом предложении можно рассмотреть как сильные, так и слабые стороны. К кандидатам на должность пилота предъявляются высокие стандарты и требования. И если в ходе работы было выявлено, что сотрудник не соответствует заявленным требованиям - его не мешало бы внести в подобный список. Например, если пилот подделал документы и, не имея должной подготовки, подвергал риску жизни пассажиров, его нужно не просто уволить и заклеймить, но и привлечь к ответственности. С другой стороны - дефицит пилотов делает идею с "черными списками" в настоящее время мало применимой. В дальнейшем, когда спрос и предложение на рынке труда будут уравновешены, ведением базы "черных пилотов" могла бы заняться транспортная полиция.
- Как в целом бороться с проблемой подготовки летного состава на государственном уровне?
- Лицензия коммерческого пилота и свидетельство о переобучении на тип ВС - основные документы, которые позволяют пилоту приступить к работе, а авиакомпании - принять его в штат. Подготовка пилота - процесс длительный и затратный. И, как правило, он оплачивается самим специалистом, а авиакомпания выступает лишь кредитором. Стоимость обучения на тип ВС стоит свыше 1 млн рублей - сумма внушительная и неподъемная для многих желающих. Как могло бы помочь в этом процессе государство? Снизить или упразднить налоги для авиационных учебных центров, в том числе налоги на землю, что актуально для аэродромов, расположенных на больших участках земли.
Кроме того, образование пилотов должно максимально соответствовать потребностям авиакомпаний. Перевозчики должны вести активный диалог с учебными заведениями и обучающимися в них будущими пилотами. В идеале авиакомпании должны участвовать в отборе абитуриентов и каждый студент летного училища должен знать, в какую авиакомпанию он пойдет работать.
Также необходимо с помощью государства как можно быстрее создавать центры по переобучению на востребованные типы ВС непосредственно в России. Подобные центры должны отвечать современным высоким требованиям: быть оснащенными самым передовым оборудованием, включая и наличие тренажерных центров....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции