О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Следователи разобрали полет Ан-2

Параллельно с поисками пропавшего месяц назад в Серове Ан-2 идет расследование уголовного дела, возбужденного по факту этого ЧП. Дело находится в производстве Уральского следственного управления на транспорте СК России

Параллельно с поисками пропавшего месяц назад в Серове Ан-2 идет расследование уголовного дела, возбужденного по факту этого ЧП. Дело находится в производстве Уральского следственного управления на транспорте СК России. Корреспондент "РГ" встретился с руководителем управления Дмитрием Путинцевым.

Дмитрий Евгеньевич, по факту исчезновения Ан-2 было возбуждено уголовное дело. На какой стадии находится его расследование?

Дмитрий Путинцев: Сразу после пропажи Ан-2 была создана следственно-оперативная группа, в которую вошли самые опытные следователи и криминалисты. Сначала на месте происшествия работали 12 человек. Сейчас расследованием непосредственно занимаются четыре сотрудника.

На первоначальном этапе были проведены все необходимые оперативно-розыскные мероприятия: осмотрено пять мест происшествия, произведено восемь обысков, изъяты вещественные доказательства и техническая документация, допрошено 127 свидетелей, включая родственников улетевших. К слову, они были признаны потерпевшими. Кроме того, была сделана детализация телефонных звонков. Теперь невозможно узнать, о чем именно пропавшие пассажиры говорили по телефону накануне вылета. Однако мы установили, кто кому и когда из них звонил.

В данный момент проходит череда экспертиз. Попутно следователи направляют запросы в различные ведомства и организации, чтобы выяснить некоторые детали, изучают изъятые документы, анализируют собранную информацию.

Особых сложностей в расследовании данного уголовного дела нет. Надо сказать, что за пять лет существования Уральского следственного управления на транспорте его сотрудники накопили большой опыт работы с такими происшествиями: в общей сложности расследовано около 20 трагедий, одна из которых - крушение "боинга" в Перми.

Следователи смогли восстановить картину произошедшего в Серове?

Дмитрий Путинцев: Да, у нас уже сложилось определенное представление о ЧП. Однако в интересах следствия мы пока не можем раскрывать обстоятельства пропажи людей и самолета.

То есть сейчас нельзя даже сказать о том, постоянно ли пилот Ан-2 совершал коммерческие рейсы или это был единичный случай?

Дмитрий Путинцев: Пока нет. Как и нельзя однозначно говорить о том, что пропавшие пассажиры платили за полет.

Тем не менее, хоть Ан-2 и находился в Свердловской области для мониторинга лесных пожаров, на этот раз он отправился в небо не для работы?

Дмитрий Путинцев: Служебной необходимости лететь у пропавшего судна не было.

Хорошо, тогда какие основные версии трагедии сейчас рассматриваются?

Дмитрий Путинцев: Изначально отрабатывались четыре типовые версии: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, захват воздушного судна и несоответствующие полету метеоусловия.

Мы выяснили, что погода в тот день была хорошая. А в ходе оперативно-розыскных мероприятий не подтвердилось предположение об угоне. Также не обнаружено доказательств того, что самолет сбит военными. Поэтому у нас остались только две версии: ошибка в пилотировании командира корабля и неисправность судна. Как показывает практика, в 85 процентах случаев причиной аварии является ошибка пилота и только в 15 процентах - технические проблемы.

Насколько профессиональным был командир судна?

Дмитрий Путинцев: Установлено, что он был опытным пилотом. Причем долго летал на Ан-2, хорошо разбирался в этом типе самолета. Кроме того, у него было разрешение на полеты, он проходил необходимый инструктаж.

Тогда в каком состоянии был Ан-2?

Дмитрий Путинцев: Воздушному судну 25 лет. За это время он четыре раза проходил капитальный ремонт, последний производился в 2010 году. Вместе с тем самолет регулярно проходил плановые технические осмотры, в последний раз - в марте этого года. Как мы выяснили, Ан-2 не выработал свой ресурс и мог эксплуатироваться еще в течение трех лет.

Действительно ли самолеты Ан-2 являются аварийными?

Дмитрий Путинцев: Напротив, они считаются одними из самых безопасных. По сути, это планеры, которые в случае неисправности плавно опускаются на землю. За пять лет в Уральском федеральном округе, Пермском крае и Оренбургской области не было ни одного случая крушения Ан-2. Это первый.

Думаете, он разбился?

Дмитрий Путинцев: Возможно. Хотя не исключено, что при планировании самолет удачно сел.

Если бы он потерпел крушение, то наверняка бы загорелся и таким образом дал о себе знать?

Дмитрий Путинцев: В нашей практике был случай, когда грузовой Ан-24, в котором было 15 тонн горючего, рухнул на землю, но не загорелся. Почва впитала топливо, которое разлилось.

У вас богатый опыта расследования происшествий с авиасуднами. На вашей памяти были случаи, когда пропадало воздушное судно, но в итоге все закончилось благополучно?

Дмитрий Путинцев: Такие происшествия благополучно не заканчиваются. Шансы выжить у пассажиров при падении самолета небольшие. Скажем, пилоты погибают в 95 процентах случаев. Но если пассажиры и остались живы, то они могли получить серьезные травмы.

Если говорить об Ан-2, думаю, его все же получится найти. В нашей практике был подобный случай: однажды зимой на севере Урала пропал вертолет. Тогда территория поиска тоже была обширной. Ее неоднократно обследовали, но судно никак не удавалось найти. Его обнаружили лишь спустя восемь месяцев, когда в тундре начал таять снег. Оказалось, что вертолет все это время находился недалеко от взлетной площадки. При падении снег поднялся в воздух, а затем упал на него и таким образом спрятал. Не исключено, что Ан-2 скрывается за растительностью. Как известно, на севере области высокие деревья, которые стоят вплотную друг к другу и кронами закрывают землю. Скорее всего, самолет получится найти осенью, когда листва начнет опадать.

Как долго будет продолжаться следствие, если Ан-2 не получится отыскать?

Дмитрий Путинцев: Если самолет не найдут, то следствие будет приостановлено и возобновится, как только появятся новые обстоятельства. Однако можно сказать наверняка, что следователи будут продолжать работу как минимум еще четыре месяца. Мы должны провести все необходимые следственные мероприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка