О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс поддержал создание черных списков авиапассажиров

Для того, чтобы списки стали юридически возможны, власти предлагают внести изменения в Гражданский кодекс. Дума рассмотрит законопроект в сентябре

Министерство транспорта подготовило проект отзыва правительства на законопроект от ЛДПР о черных списках пассажиров, которые замечены в грубых нарушениях правил безопасности на борту. По замыслу ЛДПР, авиакомпании получат право не продавать билеты таким клиентам в течение пять лет.

У авиакомпаний будет особый публичный договор

"Правительство РФ поддерживает предложения о формировании перевозчиками списков пассажиров, совершивших на борту воздушного судна действия, угрожающие безопасности полетов", - говорится в проекте отзыва. В текст законопроекта "О внесении изменения в Воздушный кодекс РФ" предлагается включить ряд уточнений - но без подробностей. В частности, рекомендуется упорядочить список действий, которые могут привести в черный список, процесс оформления нарушений, уведомления пассажира о внесении в список и то, как пассажир сможет это обжаловать. Например, предлагается обязать перевозчика оформлять и выдавать нарушающему порядок пассажиру письменное предупреждение.

Главная юридическая сложность введения нормы о черных списках состоит в том, что она противоречит Гражданскому кодексу. "Согласно ч. 3 ст. 426 ГК, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить услуги не допускается", - напоминают авторы отзыва. Ст. 426 ГК нужно поменять - и добавить туда для авиакомпаний специальное исключение.

Списки публиковать не будут

Чтобы составление черных списков не противоречило закону о персональных данных, правительство рекомендует определить цель составления списков - безопасность полетов - и отказаться от их опубликования. Еще до покупки билета пассажира предлагается информировать, что авиакомпания имеет право использовать его персональные данные в случае необходимости. Также в правительстве считают, что необходимо дифференцировать тяжесть нарушений, которые совершает пассажир, - то есть не включать в черные списки за все нарушения. Кроме того, говорится в отзыве, нужно проработать и обосновать срок, в течении которого авиакомпания сможет не продавать билет проштрафившемуся пассажиру.

Ранее законопроект о черных списках поддержали "Трансаэро", "Аэрофлот" и глава Росавиации Александр Нерадько. Один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов в разговоре с "Известиями" отметил, что если закон будет принципиально поддержан правительством, авторы готовы вносить в него доработки. Он отметил, что авторы закона готовы пойти на уступки и не прописывать право публиковать черные списки.

- Те пункты, которые предлагается доработать, по большей части носят юридический и технический характер, - говорит собеседник. - Что касается того, чтобы прописать порядок уведомлений пассажира и право обжалования, в законе можно просто указать, что соответствующий подзаконный акт должен быть издан Министерством транспорта.

По словам Нилова, если законопроект будет окончательно поддержан правительством, он может быть рассмотрен в Думе уже в начале осени.

- Сроков конкретных нет, но так как он на принятие, то желание принять его будет гораздо больше, чем если бы правительство рекомендовало отклонить. Есть шанс, что в сентябре уже будет рассмотрен, - отметил Нилов.

Исключение для авиакомпаний чревато, считают в ОЗПП

Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков назвал безобразием тот факт, что для авиакомпаний может быть внесено специальное исключение в Гражданский кодекс.

- Положения Гражданского кодекса о публичном договоре - базовые. Если из этих положений делать исключения - то все разъедется как по швам. Сейчас подарок мы делаем авиакомпаниям, потом придут страховщики, потом банки, - отмечает Аншаков.

По его словам, черные списки могут быть инструментом для авиакомпаний, чтобы не обслуживать неудобных пассажиров - тех, кто имеет юридический конфликт с компанией или требует внимания.

- Есть определенная категория пассажиров, которые авиакомпаниям не нравятся. Они, скажем, права качают, в суды обращаются - не только дебоширы, которые хулиганят на борту, - отмечает Михаил Аншаков. - Есть какие-то пассажиры, которых не хотят перевозить... Есть, например, инвалиды, с которыми авиакомпаниям не хочется связываться, потому что нужна инфраструктура и обученный персонал, чтобы доставить инвалидов на борт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка