О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глава томского аэропорта о перебоях в работе: такого не помнят даже ветераны

На прошлой неделе Томск и большинство территорий региона оказались во власти сильного смога от лесных пожаров. Были существенные перебои в работе аэропортов, аэровокзал Томска и вовсе около двух суток не принимал и не отправлял рейсы

На прошлой неделе Томск и большинство территорий региона оказались во власти сильного смога от лесных пожаров. В течение несколько дней были существенные перебои в работе аэропортов, аэровокзал Томска и вовсе около двух суток не принимал и не отправлял рейсы - пассажиры отправлялись в пункты назначения из соседних регионов, куда их доставляли автобусами. Переломным моментом в работе томского аэропорта стал ветер, который подул в нужную сторону, считает глава аэропорта Виктор Шендель. В интервью корреспонденту РИА Новости Анастасии Селяниной он рассказал, как аэропорт пережил смог.

- Виктор Райнгольдович, помните ли Вы, чтобы в предыдущие годы в работе аэропорта был такой простой, чтобы томский аэропорт в таком количестве массово не принимал и не отправлял самолеты?

- Я уже 15 лет работаю в аэропорту, и не помню такого. У нас очень много ветеранов, которые по 30-40 и более лет проработали в аэропорту, которые говорят, что на их памяти такого не было никогда.

- Пожары в нашем регионе бывали и прежде, но их, вероятно, вовремя гасили?

- Да, конечно, пожары были всегда, но от них нельзя застраховаться. И люди неосторожно обращались с огнем, и молнии поджигали, но в то время в Томской области существовала одна из лучших в Советском Союзе, а потом в России база авиалесохраны. Подготовленные парашютисты-десантники в пожароопасный период летали по региону, ежедневно патрулируя леса, и гасили любые очаги возникновения пожаров. В Томске летал один из десяти в России сертифицированный специально для этих целей самолет Ан-26 (который, кстати, и сейчас стоит в аэропорту и после небольших работ по восстановлению готов продолжать службу). Сегодня лесопожарная авиация утратила былую мощь, результаты чего мы, к сожалению, и наблюдаем.

- Как технически осуществлялась работа по уходу самолетов на запасные аэродромы? Как воспринимали ситуацию наши соседи - дружественный аэропорт в Толмачево (Новосибирск) и коллеги в Кемерово? Приходилось слышать "Вы нам надоели со своими пожарами"?

- Любой экипаж, когда летит в определенный аэропорт, всегда имеет несколько запасных аэродромов для посадки. Для Томска это, как правило, Кемерово и Толмачево. Эти аэропорты всегда готовы принять наши самолеты. Такое случалось и ранее - у нас бывали туманы, плохая видимость, зимой из-за снежных зарядов самолеты уходили на запасной аэродром, ждали погоду, возвращались назад и забирали пассажиров. Но сейчас, конечно, случай был особенным. Это ведь был не только туман, а сплошная дымка, которая не просто усугублялась туманами, а провоцировала их образование. И даже после того, как туман рассеивался, видимость была недостаточной для приема воздушных судов. Потому все борты были вынуждены уходить на запасные аэродромы, а авиакомпаниям приходилось принимать оперативные решения, исходя из неутешительных прогнозов синоптиков.

- Смог для аэропорта намного хуже тумана?

- Да, ведь туман рассеивается, когда всходит солнце, смог не рассеивался, а усугублялся еще и тем, что ветра не было никакого.

- Получается, ситуацию в большей степени улучшило правильное направление ветра, нежели помощь федеральных служб и несколько тонн воды, вылитых с воздуха на лес?

- Я не могу судить о методах тушения пожаров и их эффективности - я не специалист. Но, думаю, замкнутый круг был. Пожар продолжался, потому что не тушили с воздуха, а тушить не было возможности, потому что авиация не могла летать из-за плохой видимости, да и сверху ничего не было видно из-за дыма. И когда ветер сменился, обнажились очаги пожаров, и бороться с ними стало проще. Эффективность тушения с помощью авиации сразу увеличилась. Это видно по количеству вылетов бортов МЧС из аэропорта Томска.

- Как воспринимали ситуацию в авиакомпаниях, которые были вынуждены концентрировать работу одного воздушного судна на территории одного региона в течение почти целых суток? Выражали свое недовольство? С каким настроением воспринимали возросшие убытки?

- Все же понимают, что это природное явление, а не чей-то злой умысел. Авиакомпании также отнеслись к ситуации с пониманием. Безусловно, это неудобство для них, для нас, и самое главное, для пассажиров. Первый день был особенно напряженным, но все равно авиакомпании очень оперативно приняли решение перенаправить самолеты в ближайшие аэропорты, а пассажиров доставлять туда автобусами. Уже в пятницу с помощью областной администрации было задействовано 14 автобусов, которые осуществляли доставку пассажиров в аэропорты Кемерово и Толмачево. В этот же день в аэропорту Томска был создан штаб с участием представителей администрации Томской области, представителей авиакомпаний и других организаций, оказывающих услуги и обеспечивающих правопорядок на территории аэропорта. В субботу ситуация с видимостью была такой же, мы с вечера договорились с авиакомпаниями, что если обстановка не изменится, решение на вылет из Москвы будет принято чуть позднее, а в это время пассажиров из Томска доставят до близлежащих аэропортов автотранспортом, чтобы никому не ждать лишнего времени.

- Но кроме неудобства пассажиров, аэропорты и авиакомпании терпели неудобства. Какие убытки у томского аэропорта?

- Относительно убытков авиакомпании сказать не могу, но для нас каждый день это в пределах 1 миллиона рублей, то есть за два дня такой осложненной работы аэропорт не заработал где-то около 2 миллионов рублей.

- Пассажиры относились с пониманием или были те, кто скандалил?

- Наши пассажиры в основном жители Томской области, они здесь живут и видят ситуацию изнутри такой, какая она есть. Много людей с севера. Все они понимают, что когда несколько месяцев стоит жара без дождей, и при этом нет ветра, повлиять на это власти просто не могут. Это чрезвычайное положение. Недовольство пассажиров, конечно, было, но активного недовольства все же не наблюдалось. Спасибо пассажирам за понимание, они достаточно спокойно относились.

- Как думаете, последуют судебные иски за понесенные убытки из-за опозданий на важные мероприятия?

- Как правило, стыковочные рейсы организует одна и та же авиакомпания. Я наблюдал работу представителей авиакомпаний на протяжении всех этих дней. Насколько мне известно, они предлагали пассажирам пересадку на следующий рейс, организовывали гостиницу в Москве. Уверен, авиакомпании делали со своей стороны все возможное для того, что бы минимизировать временные и материальные затраты пассажиров.

- В настоящий момент, ситуация в Томской области всеми воспринимается как форс-мажор из-за жары, но ведь роль сыграло и отсутствие достаточных ресурсов со стороны авиалесохраны. Все-таки ожидаете Вы со стороны федеральных властей какую-либо компенсацию убытков - как аэропорта, так и авиакомпаниям, которые оказались заложниками и понесли убытки?

- Не могу говорить за авиакомпании, но мы, как аэропорт, не ждем никаких бонусов, работаем, чтобы пассажирам было удобно прилететь и улететь. Когда правительственная комиссия приняла решение о привлечении авиации МЧС, мы не задавали никому вопросов о компенсации, а просто делали все, чтобы принять и пассажиров, и всю авиацию МЧС, принять и обслужить экипажи вовремя. Я думаю, какие-то деньги будут выделены, наверное что-то компенсируется, но предварительно говорить о деньгах, когда в регионе чрезвычайная ситуация, просто язык не поворачивается.

- Сколько всего рейсов ушло из томского аэропорта к соседям?

- Если посчитать, это более десятка дальнемагистральных рейсов - рейсы из Москвы и обратно, полеты в южном направлении и несколько местных рейсов - в Нижневартовск, Сургут. Думаю, за эти два дня более 20 самолетовылетов совершались с запасных аэродромов.

- Было в эти дни что-то экстраординарное в работе томского аэропорта?

- У нас все было нормально, спокойно, все усилия были направлены на то, что бы пассажирам было оказано максимальное содействие, и условия пребывания в аэровокзале были комфортными.

- Вы находитесь в боевой готовности, ведь, говорят, смог может вернуться в Томск?

- Мы никогда не расслабляемся, мы же аэропорт. Когда была эта ситуация, все работали очень слаженно, все службы выходили на работу столько, сколько это было необходимо, сколько требовали пассажиры. Надеемся, что ситуация больше не повторится. Но природа есть природа....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка