Аргументы и факты
8 августа 2012, 07:48
Виктор Помыткин - штурман "летающей атомной лодки"
Генерал-майор В.Помыткин - о небе, риске и крыльях Родины
Советскому штурману принадлежит рекорд того времени по продолжительности полётов тридцать шесть с половиной часов в воздухе! В Иркутске он стал "самым молодым старым генералом" Дальней авиации, надевшим свои погоны… в сорок один год.
Он побывал у нас в редакции и рассуждал, нужны ли в век компьютерных технологий "железные птицы" дальнего действия и что поможет вернуть парней в лётные училища, чтобы крылья Родины вновь стали могучими. Ведь это в его время проблем с набором в лётчики не было - самолётами грезил каждый мальчишка.
"Разве можно увидеть на земле такие красоты неба, как в воздухе? Этого никакой писатель никогда не опишет. Это надо видеть, надо чувствовать", - делится мыслями Виктор Павлович в своей книге. Написанный штурманом двухтомник "Вспоминая - размышляю" - о небе, о боевых товарищах и о стране. Наш герой рассказывает, что лётчиком он хотел быть всегда, с самого раннего детства. В школе мечтал стать первым космонавтом и даже чуть расстроился, когда 12 апреля 1961 года всполошённая учительница сообщила, что советский человек - в космосе, и фамилия его "не то Гагаркин, не то Уточкин".
Разучились рисковать
- Я ушёл на пенсию в пятьдесят лет, а выслуга лет к тому времени составила… пятьдесят два года, ведь год лётной службы у нас считался за два, - рассказывает иркутский генерал-майор.
…Глаза цвета неба. Белоснежная рубашка. Ботинки начищены до блеска - ни пылинки. В нём нет ни капли военной неповоротливости или кондовости - живой юмор, эрудиция, обаяние...
- Сегодня однозначно размыт престиж профессии. Лётчиков и штурманов приравняли к рабочим, хотя они всегда считались интеллигенцией, - рассуждает генерал дальней авиации. - Хромает и зарплата, и обеспечение квартирами, а чтобы мальчишки вновь захотели летать, нужно всё это в комплексе. А сейчас - посмотрите - даже "Роскосмос" вынужден объявлять набор добровольцев в космонавты! Кроме того, мне кажется, у нынешнего поколения пропала романтика. Ценности изменились, и молодёжь не хочет рисковать. Не все, конечно, но большинство ведь охотнее идёт на экономистов и менеджеров…
Сам генерал Дальней авиации своей жизнью рисковал не раз. Он просто объясняет, что "штурман - это то же самое, что лётчик, только лётчик взлетает и садится, а штурман в военной авиации ведёт самолет по маршруту, пускает ракеты и бросает бомбы". Ещё в студенчестве во время учебного полёта на Ту-16 будущий штурман дважды выводил самолёт из грозы. По невнимательности пилота, не услышавшего сообщение с земли, машина оказалась в грозовом кольце. Чтобы вырваться из него, пришлось проходить между двумя грозовыми облаками, которые уже начали сливаться в одно. А после, уже заходя на посадку, самолёт снова нырнул в грозу.
- Нас било со всех сторон, а потом резко бросило вниз, и я видел, как быстро побежала стрелка высотомера - самолёт стал падать. Успела мелькнуть единственная мысль: "Жениться я так и не успел". Мы с моей Таней тогда только подали заявление, - вспоминает Виктор Павлович. - Мой инструктор-штурман тогда уже попрощался с жизнью - отключился от связи и накрылся курткой. Когда самолёт вышел из падения, до земли оставалось четыреста метров.
"Летучие корабли"
Побитую и перекошенную крылатую машину с дырой в киле тогда списали на землю. А Виктор Помыткин снова и снова возвращался в небо. На своём Ту-95 - "Летающей атомной подводной лодке" - он поднимался в воздух с оружием, в сотни раз более мощным, чем взорванная в Хиросиме атомная бомба. Генерал вспоминает, что во время многочасовых полётов накатывала такая усталость, что он не мог даже говорить. Он, выпускник политической академии, лектор-общественник, член философского кружка при МГУ, ещё студентом не боявшийся спорить с генералами. И когда его экипаж поставил рекорд того времени по продолжительности полётов - 36 с половиной часов с двумя дозаправками в воздухе, лётчики и штурман едва могли вымолвить несколько слов.
Корреспондент: - Вспоминали тогда свои мальчишеские мечты о небе?
Виктор Помыткин: - Думал, что если бы снова предложили выбор, опять пошёл бы в своё штурманское училище, ничего не меняя, - генерал улыбается, как мальчишка.
Всё это время, в самые трудные моменты с ним была его Татьяна. Старший сын Артур стал лётчиком. Отслужив в Чечне, он рано ушёл на пенсию, а всю свою лётную жизнь поднимался в небо на тех же турбовинтовых "летучих кораблях" Ту-95, что и отец.
- Когда я впервые увидел этот самолёт, то спросил, когда заменят эту устаревшую технику. (Ту-95 - рекордсмен по продолжительности авиационной жизни, появился в российской дальней авиации полвека назад. - Авт). На что один инженер мне ответил: "Сынок, да ты на нём ещё до пенсии доработаешь", - вспоминает Виктор Павлович. - Но он ошибся, на этом самолёте отлетал ещё и мой сын, и если внук пойдёт в лётчики, тоже его застанет. Старшему внуку "самого молодого иркутского генерала" сейчас четырнадцать лет. Хочет ли он быть лётчиком, пока не уверен.
…Наш герой верит, что когда-нибудь на земле не будет войн. Что появится глобальное правительство, которое станет думать о будущем в масштабах планеты, и что даже за последние полвека мы далеко шагнули в этом вопросе. Но пока он убеждён, что России нельзя без Дальней авиации, которую не заменят ни ракетные войска, ни передовые технологии. И в минуту опасности "крылатые атомные подлодки" снова поднимутся в небо.
Досье
Виктор Помыткин родился 10 июня 1948 года в деревне Черноречье Челябинской области. Окончил ПТУ № 32 города Челябинска, затем - Челябинское высшее военное училище штурманов. Обучался в Военно-политической академии имени В. Ленина. С 1989 года - член Военного совета и начальник политического отдела 30-й воздушной армии, базировавшейся в Иркутске. Генерал-майор авиации, военный штурман первого класса. Летал на самолётах Ли-2, Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ан-26....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции