АвиаПорт.Ru
24 августа 2012, 11:42
Bombardier надеется на успех проекта CSeries
Основные надежды Bombardier связаны с новым семейством авиалайнеров CSeries, которые в скором времени должны будут выполнить свой первый полет
Напомним, что согласно разработанному графику первый полет лайнера CSeries должен состояться до конца текущего года, тогда как завершение сертификации и начало первых поставок ожидается до конца 2013 г. На заводе компании Bombardier в Мирабель (Канада) приготовления к началу сборки самолета, предназначенного для первого полета, уже идут полным ходом. В частности, как отмечает руководство авиастроителя, первые комплектующие для нового лайнера уже начали поступать на сборочную линию. В то же время проводится модернизация производственных мощностей компании на заводе в Мирабель, чтобы адаптировать их к сборке самолетов CSeries. Отмечается, что большая часть запланированных изменений уже была проведена.
Кроме того, специалисты компании заканчивают работу над сборкой испытательного стенда, получившего обозначение Aircraft 0. Этот стенд будет оснащен всеми основными системами авиалайнера и на 85% будет состоять из серийных комплектующих. По словам руководителей Bombardier, используя данный испытательный стенд, инженеры смогут убедиться в работоспособности всех систем и оборудования самолета, а также проверить их взаимодействие между собой. Кроме того, с помощью этого стенда будет накапливаться информация о надежности отдельных элементов будущего самолета.
Также сообщается, что испытательный стенд Aircraft 0 должен быть запущен уже в текущем месяце. Особое внимание во время предстоящих тестов будет уделяться системе электро-дистанционного управления (ЭДСУ). Как говорит Пьер Бодуан, президент и главный исполнительный директор Bombardier, такое пристальное внимание к системе ЭДСУ уделяется в связи с тем, что канадский авиастроитель впервые в своей истории выпускает самолет, управление которым осуществляется исключительно посредством ЭДСУ.
До настоящего времени специалисты Bombardier произвели установку и запуск трех различных систем на испытательном стенде. Так, например, сообщается о запуске некоторых электрических систем, также был произведен запуск гидравлической системы. Нареканий к работе данных систем у инженеров Bombardier не возникло.
Что касается соблюдения запланированного графика, то здесь П.Бодуан отметил, что на данный момент первый полет по-прежнему запланирован на конец текущего года, однако в компании допускают возможность задержки на 3-5 месяцев, которая однако никак не повлияет на успешную реализацию программы. П.Бодуан подчеркнул, что для таких сложных проектов, как создание нового самолета, незначительная задержка должна всегда приниматься во внимание, поэтому особых беспокойств у руководства Bombardier пока нет.
Коммерческий отдел компании также продолжает интенсивную работу с потенциальными заказчиками самолетов CSeries. До начала международного авиасалона Farnborough 2012 канадский авиастроитель получил в общей сложности 317 заказов и обязательств о покупке лайнеров CSeries со стороны 11 заказчиков, в том числе 138 твердых заказов. По оценкам Bombardier, с учетом увеличения темпов производства новых авиалайнеров в конце 2013 г. компанией были заполнены все свободные слоты на ближайшие два года. Для нового проекта, по словам руководства, это достаточно хороший показатель, к тому же поступление новых заказов ожидается уже в ближайшем будущем.
Прошедший авиасалон в Фарнборо ознаменовался новыми контрактами на поставку лайнеров CSeries с несколькими компаниями. Так, например, Bombardier получила твердый заказ на поставку пяти лайнеров CS100 и десяти самолетов CS300 со стороны неназванного клиента. Стоимость подписанного контракта, согласно каталожным ценам, составляет $1,02 млрд. Договор о намерениях, предполагающий возможный заказ 10 лайнеров CS300, а также права на покупку еще 10 самолетов данного типа, был подписан с авиакомпанией airBaltic. Стоимость потенциального контракта по каталожным ценам составляет $764 млн, при этом она может увеличиться до $1,57 млрд в том случае, если airBaltic реализует права на покупку 10 лайнеров.
Представители авиакомпании airBaltic отмечают, что твердый контракт с Bombardier, скорее всего, будет подписан в ближайшее время, тогда как предоплата за заказанные воздушные суда будет внесена за счет наличных средств перевозчика. Руководство airBaltic рассчитывало реализовать программу обновления своих узкофюзеляжных ВС в течение ближайших двух лет, однако ухудшение финансовых показателей авиакомпании стало препятствием на пути реализации этих планов. Прежнее руководство латвийского перевозчика намеревалось подписать контракт на поставку 30 узкофюзеляжных самолетов, причем выбирались такие воздушные суда как Boeing 737 и Airbus A320. Однако ни один контракт так и не был подписан.
Впоследствии на рынке появились такие более эффективные проекты как A320neo и 737 MAX, но выбор airBaltic был сделан в пользу лайнеров CSeries. Перевозчик предпочел более вместительную модель CS300, которая рассчитана на перевозку до 145 пассажиров на маршрутах дальностью до 5463 км согласно спецификации, предоставленной изготовителем.
В настоящее время парк воздушных судов авиакомпании airBaltic состоит из 32 самолетов, в числе которых 14 лайнеров Boeing 737-300 и 737-500, восемь турбовинтовых Bombardier Q400 и десять лайнеров Fokker F50. План реструктуризации воздушного парка предусматривает эксплуатацию в будущем воздушных судов двух типов: турбовинтовых самолетов Q400 и узкофюзеляжных CS300. Таким образом, в авиакомпании планируют сократить затраты на эксплуатацию и обслуживание воздушных судов, а также на обучение летного персонала.
Как отметил исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс во время церемонии подписания договора о намерениях с компанией Bombardier, латвийский перевозчик рассмотрел все доступные узкофюзеляжные самолеты на рынке, однако под предъявляемые авиакомпанией требования идеально подходит только модель CS300.
airBaltic уже успела познакомиться с самолетами производства Bombardier, поскольку, как уже отмечалось ранее, авиакомпания эксплуатирует с конца 2010 г. восемь самолетов Q400 NextGen, которые были взяты в лизинг у компании Nordic Aviation Capital. Также перевозчик намерен приобрести три лайнера Q400 на вторичном рынке, которые могут быть введены в эксплуатацию уже осенью этого года. Кроме того, у airBaltic есть опцион на пять самолетов Q400 NextGen. В течение ближайших шести лет airBaltic планирует вывести из эксплуатации все лайнеры за исключением Q400, к которым впоследствии присоединятся самолеты CS300.
Ранее airBaltic эксплуатировала два самолета Boeing 757, однако впоследствии они были переданы в лизинг одной из авиакомпаний Камбоджи. Договоры лизинга на самолеты Fokker F50 заканчиваются в начале 2014 г., однако пять самолетов этого типа уже были выведены перевозчиком из эксплуатации, тогда как оставшиеся лайнеры будут припаркованы этой осенью.
В числе других основных факторов, побудивших airBaltic к выбору самолетов CSeries, М. Гаусс отмечает высокие экономические показатели авиалайнеров и сроки поставки, предложенные авиастроителем. Отметим, что в настоящее время латвийская авиакомпания выполняет 54 рейса в различные пункты назначения, расположенные в Европе, России и странах СНГ. Самый высокий пассажиропоток отмечается на рейсах в города Западной Европы, тогда как самыми нагруженными являются рейсы в скандинавские города, в числе которых Вильнюс, Хельсинки, Таллинн, Осло, Копенгаген и Стокгольм.
Представители перевозчика отметили, что поставка первого лайнера CS300 ожидается в IV кв. 2015 г., тогда как большая часть самолетов будет поставлена в 2016 г. Конфигурация пассажирского салона новых самолетов еще не определена, поскольку руководство авиакомпании еще проводит анализ будущей бизнес-модели перевозчика. В частности, до сих пор не решен вопрос - сохранить салоны бизнес-класса на самолетах компании или нет. Вполне возможно, что авиакомпания откажется от них. Такое решение может быть продиктовано низкой востребованностью этого продукта у пассажиров. Так, например, высокий коэффициент занятости пассажирских кресел в салонах бизнес-класса отмечается только на рейсах из Риги в Москву, тогда как на других рейсах показатели достаточно низкие. Вполне возможно, что руководство airBaltic откажется от использования салонов бизнес-класса на тех маршрутах, где такие услуги не востребованы у пассажиров.
В стандартной конфигурации самолеты CS300 рассчитаны на перевозку 130 чел., но при желании заказчика вместимость может быть увеличена до 145 чел. при условии сокращения пространства в ногах у пассажиров. Такой вариант может быть выбран авиакомпанией airBaltic в том случае, если она выберет бизнес-модель низкобюджетного перевозчика взамен модели сетевого перевозчика. Как считает М. Гаусс, бюджетные авиакомпании будут расширять сферу своего влияния на внутриевропейских маршрутах, и airBaltic необходимо адаптироваться к современным условиям рынка и снижать свои затраты.
Ранее airBaltic рассматривала самолеты Airbus A319neo в качестве потенциальной модели для обновления своего парка воздушных судов, однако в итоге выбор был сделан в пользу лайнеров CSeries. Руководство концерна Airbus неоднократно выступало с критикой в адрес новых самолетов Bombardier и подчеркивало преимущества модели A319neo, однако рынок пока не проявляет высокой заинтересованности в этом самолете. Первый и единственный пока заказ на авиалайнеры A319neo поступил со стороны холдинга Republic Airways. Компания выразила намерения приобрести 40 самолетов данного типа, но впоследствии при подписании твердого контракта было заказано лишь 20 лайнеров A319neo и 60 самолетов A320neo. Таким образом, спрос на этот узкофюзеляжный лайнер остается достаточно низким. И выбор самолетов CS300 авиакомпанией airBaltic стал очередным ударом по позициям A319neo на рынке. Отметим, что Republic Airways также подписала контракт на поставку 40 лайнеров CS300 в феврале 2010 г.
Как отмечает руководство Bombardier, во время переговоров с потенциальными заказчиками приходится учитывать множество различных факторов. Например, перевозчики скрупулезно относятся к такому фактору как наличие свободных слотов и рассчитывают оптимальное для них время поставки новых самолетов. В случае замены определенных авиалайнеров рассматриваются сроки окончания договоров лизинга, также учитывается предполагаемый срок эксплуатации того или иного типа воздушных судов. Естественно, что если авиастроительная компания предлагает своим заказчикам более ранние сроки поставки воздушных судов, то она получает определенное преимущество в борьбе за тот или иной контракт.
Безусловно, нельзя обвинять перевозчиков в том, что они хотят удостовериться в выполнении запланированных сроков работы над новым проектом, особенно, если учесть тот факт, что последние новые программы ведущих авиастроительных компаний сталкивались с продолжительными задержками, в результате чего первые поставки авиалайнеров постоянно переносились. Тем не менее, Bombardier продолжает настаивать на том, что длительных задержек с разработкой проекта CSeries не будет.
Обзор подготовлен по материалам Airline Fleet Mahagement, AIN Online, CAPA и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 20, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через хаб в Красноярске за 2024 год
Январь 20, 2025
20 тысяч пассажиров "ХабАвиа" воспользовались льготами краевого правительства в 2024 году
Январь 20, 2025
Мерами прокурорского реагирования в Забайкальском крае устранена угроза безопасности полетов
Январь 20, 2025
В Республике Алтай работник строительной организации оштрафован за нарушение правил использования воздушного пространства