Газета.Ru
29 августа 2012, 12:17
Небо выставят на аукцион
ФАС предлагает авиакомпаниям покупать назначение на международные авиалинии через аукцион. Инициатива, которую уже поддержал Минтранс, спровоцирована тем, что перевозчики не могут прийти к согласованной позиции по критериям отбора на маршруты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает авиакомпаниям обсудить возможность назначения на международные воздушные линии на конкурсной основе - через аукцион. Предложение сформулировано в письме заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, направленном в авиакомпании 28 августа (копия документа есть в распоряжении "Газеты.Ru").
Голомолзин входит в состав межведомственной комиссии, созданной в мае 2012 года для совершенствования механизма допуска перевозчиков на международные маршруты. Ранее участники рынка неоднократно указывали на недостаточную прозрачность решений Росавиации по назначению авиакомпаний на международные линии, но и с созданием межведомственной комиссии спорных ситуаций меньше не стало: в июле конкурентом "Аэрофлоту" на линии Москва - Ницца стала авиакомпания "Россия", принадлежащая "Аэрофлоту". Решение комиссии вызвало протест у ближайшего конкурента монополии - компании "Трансаэро". Тогда же против назначения аффилированных компаний на одну линию выступил и Голомолзин.
В августе Минтранс подготовил проект критериев отбора компаний на международные линии для развития конкуренции и демонополизации рынка. Но по предложенному варианту перевозчики представили несогласующиеся позиции.
Голомолзин подтвердил, что компаниям направлено письмо с предложением рассмотреть возможность аукциона, и добавил, что отсутствие согласованной позиции у авиакомпаний по предложенным Минтрансом критериям - одна из причин того, что сейчас обсуждается конкурсный вариант.
"С точки зрения процедуры он лучше, с точки зрения эффекта вопрос подлежит обсуждению", - пояснил замглавы ФАС, отказавшись детализировать инициативу.
"Идет проработка варианта - насколько он приемлем. Есть некоторые мысли на этот счет, но готовых предложений нет. Хотим понять отношение к нему участников рынка", - добавил Голомолзин.
В Минтрансе подтвердили инициативу ФАС, сообщив, что такой вариант рассматривается и в министерстве его поддерживают. Детализировать варианты проведения аукциона в ведомстве отказались.
Срок представления позиций перевозчиков по новой инициативе ФАС три дня - до 31 августа.
В "Трансаэро" сообщили, что пока не получали письма Голомолзина. В UTair инициативу ведомства не комментируют. Получить оперативный комментарий в других компаниях не удалось.
В отрасли предложение ведомств о назначении на международные линии через аукцион вызвало недоумение. "Если речь идет о стандартном денежном аукционе, то инициатива не соответствует российскому законодательству: непонятно, как ведомства собираются продавать такую государственную услугу, как назначение на международную линию", - говорит источник на рынке.
"Непонятно, куда пойдут вырученные от реализации линии деньги. На содержание Росавиации или куда-то еще?" - задается вопросом другой источник.
Голомолзин пояснил, что в международной практике "существует механизм аукционного доступа по разного рода ограниченным ресурсам". Но в авиационной отрасли знают только о практике продажи слотов в аэропортах. "В наиболее загруженных аэропортах удобные часы прилета - дефицитный товар, и в ряде аэропортов практикуется продажа слотов на аукционе", - говорит главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Критерий победы может предельно упроститься: кто заплатил больше, тот и будет летать, хотя очевидно, что и в этом случае оправдан предварительный отбор, который не допустит к участию в аукционе перевозчиков, регулярно задерживающих рейсы или не имеющих сертификата IOSA, - комментирует предложение ФАС эксперт. - Но утверждать, что такая схема отвечает интересам пассажиров и авиационной отрасли в целом, не приходится".
Чем больше компания заплатит за право возить пассажира, тем дороже обойдутся билеты, констатирует Пантелеев. Хотя на загруженных линиях пассажиры могут и не заметить повышения: оно будет размыто по всему пассажиропотоку, добавляет он.
Минтранс собирал позиции перевозчиков по проекту нового порядка допуска до середины августа, обещав, что согласованная позиция будет проанализирована и "окончательный вариант документа с учетом мнений авиакомпаний будет вывешен для общественного обсуждения на сайте министерства". Пока нового проекта документа на сайте ведомства нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"
Апрель 27, 2024
Альфа-Банк первым из российских банков открыл собственный бизнес-зал в аэропорту
Апрель 27, 2024
В здании липецкого аэропорта начался ремонт