АвиаПорт.Ru
30 августа 2012, 16:04
НЦА получил импульс
Совещание по развитию "Национального центра авиастроения" показало, что у проекта появился новый интересант - вице-премьер Дмитрий Рогозин
По признанию Д.Рогозина, проблема НЦА уже перезрела. "Мы давно хотели собраться по этому поводу", - отметил он, обращаясь к журналистам. И причинами для обсуждения были не только необходимость исполнения указа Президента от февраля 2008 года о создании Национального центра авиастроения, но и спекуляции вокруг этого проекта, развернувшиеся после вырубки части расположенных в черте города Жуковский лесных насаждений.
Согласно планам четырехлетней давности, Центр должен был включать в себя научно-производственный комплекс "Объединенной авиастроительной корпорации", аэропортовый комплекс "Раменское" и ряд объектов ОАО "Транспортно-выставочный комплекс "Россия". Помимо производственной и транспортной инфраструктуры, здесь должны разместиться филиалы учебных заведений, музей авиации, а также социальные объекты и жилье для работников НЦА.
Средства на реализацию столь масштабного проекта планируется привлекать как в рамках федеральных программ, так и от компаний-участников проекта и частных инвесторов. Предусмотренный перевод в Жуковский производственных и инженерных подразделений ОАК, например, должен быть осуществлен за счет средств, выручаемых от продажи столичных площадок, на которых сегодня располагаются дочерние компании корпорации. В то же время, приобретение новейшего технологического оборудования и станков запланировано с привлечением средств в рамках Федеральной целевой программы развития ОПК. "Мы постараемся за счет ГЧП снизить накладные расходы государства для создания такого рода центра. В любом случае, отдача будет такая, что она "отобьет" вложения со стороны бюджета", - сказал Д.Рогозин. А для того, чтобы накладные расходы государства были и вовсе минимальны, он предложил ОАК самостоятельно реализовать девелоперские проекты на освобождаемых площадках. "Может быть, стоит подумать о собственном строительном проекте ОАК, не передоверяя это сторонним организациям", - дополнил вице-премьер.
В любом случае, разговор о частных и государственных средствах пока носит рамочный характер, поскольку четко просчитанного плана с объемом и сроками осуществления необходимых инвестиций пока не существует. Руководить проектом будет специально создаваемая в корпорации дирекция по комплексной застройке и переезду. Сегодня же ОАК только лишь надеется предоставить все свои расчеты до конца года, определившись с объемами капитальных вложений по каждому из объектов. Однако первые ее сотрудники должны приступить к работе в новом здании штаб-квартиры уже в 2013 году. Согласно планам авиапроизводителя, уже до конца текущего года будут завершены работы по возведению "коробки", после чего строители начнут отделку фасадов. А окончательно перебазироваться за МКАД подразделениям ОАК придется к 2021 году.
Обширные планы в Жуковском имеет и дочернее предприятие Госкорпорации "Ростехнологии" ТВК "Россия". Речь идет о создании гражданского аэропорта, который сможет объединить в себе функции по грузовым мультимодальным перевозкам, а также по обслуживанию чартерных пассажирских рейсов. На сегодня уже готов перрон, приспособленный для стоянки одного самолета размерности Ан-124 "Руслан", пары Ил-76, трех Ан-12, бизнес-джетов. Имеющаяся инфраструктура позволяет проводить обслуживание рейсов, выполняемых в интересах Рособоронэкспорта, а также ряда госструктур. Кроме того, по разовым разрешениям Росавиации выполняются коммерческие рейсы, в том числе и международные.
На ближайшее будущее запланировано возведение грузового терминала, первая очередь которого площадью 10 тыс. кв.м. должна вместить складские помещения, а также офисы таможенных и пограничных служб, фитосанитарного контроля. В дальнейшем предусмотрено расширение площадей, на которых будет производиться обработка грузов. Впоследствии будет построен и пассажирский терминал.
Большая часть совещания, прошедшего на территории ЛИИ им. Громова, была проведена в режиме "за закрытыми дверями". Вернувшись к журналистам, вице-премьер предпочел говорить о том, что больше интересует жителей Жуковского. По мнению Д.Рогозина, наиболее резонным ответом на справедливую критику по поводу вырубки "цаговского леса" должна стать посадка новых лесов и парков. "Вырубки должны быть компенсированы сполна", - отметил он, дополнив, что восстановление зеленого пояса даст возможность местным жителям не только гордиться тем, что они обретут в качестве соседа мощный научно-производственный и транспортный комплекс, но и увидят ответственное отношение авиастроителей к окружающей среде. Можно предположить, что эта задача будет решена в духе государственно-частного партнерства, когда государство поставит задачу, а частные компании ее выполнят. По крайней мере, у ОАК уже есть опыт финансирования посадки кленовой аллеи в Парке Победы на Поклонной горе.
Еще одну проблему - транспортной доступности - вице-премьер предложил решать комплексно. С одной стороны, он поддержал инициативу об организации железнодорожного сообщения между столицей и аэродромом "Раменское". Для этого необходимо продолжить новый путь протяженностью около 4-5 километров от железнодорожной ветки по казанскому направлению на уровне платформы "Отдых", а также запустить по нему экспрессы, которые позволят сократить время в пути до 35-40 минут. По мнению вице-премьера, такая мера, наряду с продолжением дорожного строительства, разгрузит Жуковский от транзитных потоков и позволит в будущем без проблем доставлять на площадку НЦА не только работников расположенных там учреждений и компаний, но и посетителей разнообразных авиасалонов и выставок.
С другой стороны, он поддержал инициативы по развитию вертолетного сообщения в московском регионе. По мнению чиновника, это оправданно, так как плотность транспортных потоков в столице уже чрезмерна. "В условиях такой сосредоточенности транспортных потоков, конечно, надо бы часть их поднимать в небо", - полагает он. Кстати, подавая пример другим участникам совещания, в Жуковский Д.Рогозин прибыл на желто-красном вертолете Robinson R-44.
Залогом успеха в создании Национального центра авиастроения, по словам Д.Рогозина, станут "сочетание воли федерального центра, воли правительства, контроля со стороны правительства, контроля со стороны "Объединенной авиастроительной корпорации", а также местных властей". Хочется верить, что в 2012 году эти факторы смогут оказаться решающими. Ведь четыре года назад многие интересанты проекта были на своих же постах, однако мировой финансовый кризис обрушил цены на землю в столице, а заодно и пробил брешь в российском бюджете, тем самым замедлив ход создания НЦА....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции